Гурьев основан не купцом Гурием

Наш город основан на полвека раньше известной даты. За 168 лет разрушенное городище Сарайшык потеряло лишь 35% своей территории. Курултаи родов Младшего жуза проходили на территории некрополя Бакашы аулие на реке Жем.

Такие сенсационные заявления сделал руководитель государственной инспекции по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия по Атырауской области Мухамбеткали КИПИЕВ.

В ноябре прошлого года вышла программная статья «Семь граней Великой степи» Первого Президента — Елбасы Нурсултана Назарбаева, которая дала мощный импульс началу активной работы историков и археологов. О новостях и перспективных планах государственной инспекции по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия мы побеседовали с ее руководителем Мухамбеткали Кипиевым.

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша инспекция?

— На сегодня завершаются работы по оформлению нашей инспекции в центр исследования историко-культурного наследия. Это означает, что теперь мы будем целенаправленно заниматься научно-исследовательской работой. Мы и до этого неофициально занимались ею, а сейчас находимся на стадии получения специальной лицензии. К примеру, лицензия на проведение археологических раскопок по области есть только у областного краеведческого музея и исторического факультета Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова.

— Сколько памятников насчитывается в Атырауской области?

— В течение последних пяти лет мы изучали исторические памятники на территории области, постоянно выезжали на полевые экспедиции по выявлению новых памятников архитектуры, градостроительства, через госзаказ выполняли археологические раскопки. На сегодня у нас зарегистрировано четыре памятника историко-культурного наследия республиканского значения и 313 — местного значения. Имеется также предварительный список памятников, которые сегодня находятся на стадии получения статуса. За пять лет проделана большая работа. Если к началу 2014 года по области было зарегистрировано 288 памятников, то на январь 2019 года этот список вырос до 773 исторических объектов. Вообще, по стране определено два вида памятников – археологии и архитектуры. К археологическим памятникам относятся объекты времен каменного века до Средневековья, это, к примеру, Сарайшык, Актобе-Лаэти. К архитектурным – исторические объекты, датируемые XVIII веком и до наших дней. На данный момент из всех названных исторических памятников 558 относятся к археологическим, 280 – к памятникам архитектуры и градостроительства (мавзолеи, церкви, здания).

— На одной конференции вы как-то сообщили о ценных находках в архивах соседних государств.

— Мы выезжали в археографические командировки в Москву, Санкт-Петербург, Астрахань, Оренбург. В 2014 году в Московском военном архиве нашли план развалин городища Сарайшык, составленный в 1861 году военным топографом Алексеевым. В плане было указано, что реальный размер городища составляет 1,2 километра в длину и 1,1 километра в ширину. Там также есть сведения о цитадели, о которой говорил смотритель Сарайшыка, краевед Молдаш Бердимуратов. Он утверждал, что в городище был кремль, так называемая крепость внутри крепости. Эта находка имела большую ценность, так как современные археологи до этого говорили, что от городища ничего не осталось, все смыло рекой. Только в 2016 году мы смогли получить на руки этот важный документ. По ним стало известно, что с того момента, как побывал российский топограф, развалины Сарайшыка сохранились на 65%!

Военный топограф Алексеев оказал нам огромную услугу, он записывал и даже зарисовывал все подряд на своем пути в период в 1851-1852 годы. Так, к примеру, он описал состояние Акмешит Бекет Ата (Жылыойский район), которое отвергает легенду, что объект был разрушен взрывчаткой в конце 30-х годов, а жители разобрали все кирпичи строения. Согласно детальному рисунку Алексеева, видно, что на поверхности земли строения не было, это была подземная мечеть с двумя комнатами с узким проходом. Топограф также записал много легенд о Бекет Ата, одна из них гласит, что когда аул откочевывал с этих мест зимой, он совершенно один оставался в этой местности без припасов. А весной его обнаруживали не только живым, но и здоровым.

— А есть еще сенсации?

— Относительно нашей местности я обнаружил действительно сенсационную находку, это была публикация бывшего работника Государственного архива древних актов. Все мы знаем, что наш город основан в 1640 году ярославским купцом Гурьевым. Однако архивист пишет, что город основан в 1595 году донскими казаками. Как известно, Сарайшык был разрушен казаками-разбойниками в 1580 году, и часть жителей (ногайцы) бежала в Хиву. Прознав об этом, Хивинское ханство имело намерение восстановить городище, и Московия послала туда казаков для возведения острога. Этот острог и стал первым населенным пунктом на месте нынешнего Атырау. В прошлом году на научной конференции в Мангистау известный российский историк Трепавлов, выслушав мои открытия, заявил следующее: «Мы прекрасно знаем, что Гурьев не является основателем города, в те смутные времена никакой купец не сунулся бы в незнакомую степь, это было слишком опасно. Откуда вообще купец из Яро­славля мог знать о ваших землях в то время? Сначала там был возведен острог казаками, которые и обеспечили дальнейшую безопасность поселению».

Таким образом, нашему городу в этом году исполнится 424 года, и мы опередили по древности соседний Уральск, годом рождения которого считается 1613. В общем, я продолжаю исследовательскую работу в этом направлении, позже будут официальные публикации по этому поводу.

— Помнится, на одном из форумов вы рассказывали, что раньше казахи для решения важных вопросов собирались у захоронений святых?

— Да, на международном форуме краеведов я рассказал еще об одних найденных документах. По записям Алексеева, в некрополе Бакашы аулие, который находится на берегу реки Жем Жылыойского района, для решения актуальных вопросов собирались представители всех родов Младшего жуза. В авторитетном собрании участвовали руководители родов, бии, уважаемые аксакалы, султаны-правители, оренбургские чиновники, царские дистанционные начальники и другие. Там решались конфликтные ситуации между родами, к примеру, по барымта, также проходили выборы, обряды клятвоприношения на Коране, то есть решались все важные вопросы. Это говорит о том, что некрополи святых людей являлись не только местом паломничества казахов, сакральные места являлись также местом принятия важных решений.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator