«ВИСЯЧИЙ» кошмар ЦОНа

TSifr TSON Бизнес

Длинные очереди к операторам ЦОНа за справкой и долго сидящие за компьютерами с задумчивым видом посетители, пытающиеся самостоятельно получить государственные услуги в электронном виде. Неожиданную картину мы застали в Центре электронных услуг, расположенном в Центре обслуживания населения по проспекту Сатпаева.

Казалось бы, дело очень хорошее: в конце декабря прошлого года в Атырау распахнул двери цифровой Центр обслуживания населения. Он открыт филиалом некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Атырауской области в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан». Для тех, кто не знает, поясним, это отдельное помещение, куда люди могут прийти и самостоятельно получить необходимые им государственные услуги на компьютере, точно так же, как они могли бы это сделать у себя дома или на работе. В Digital ЦОНе государственные услуги представлены полностью в автоматизированном виде без участия операторов, но если у посетителя что-то получается, то к нему подойдет консультант и покажет, как нужно действовать. К слову, на открытии указанного центра заместитель директора филиала Турлан Нуржанов так и сообщил, что главная цель – повышение цифровой грамотности населения. Ведь если сейчас внедряется получение государственных услуг самостоятельно – без обращения к специалистам, то в будущем необходимо претворять в жизнь получение всех услуг при помощи смартфонов и планшетов.

 

В ожидании перезагрузки

А в итоге в Центре электронных услуг – две длиннющие очереди клиентов к операторам, выдающим справки, и даже в воздухе висит некое ощущение неразберихи.

– Я стою за адресной справкой, – поясняет молодой парень, последний в очереди.

– А я за электронной цифровой подписью пришел, – переминается с ноги на ногу другой посетитель.

Да, можно было бы необходимые справки в секторе самообслуживания оформить, достаточно сесть за компьютер и открыть нужную программу, только туда не очень охотно идут. Скорость у компьютеров очень низкая, даже можно сказать никакая, в час по чайной ложке.

– Срок действия моей электронной цифровой подписи истек, нужно продлить. Вот, уже долго сижу. Я бы сама тут могла сделать, да компьютер зависает. Сами (сотрудники цифрового ЦОНа — авт.) создают ажиотаж. Зову, и никто не подходит, – нервничает женщина в норковой шубе.

– Я тут с половины третьего сижу, пытаюсь электронный ключ заменить, но программа зависает, – высказывается жительница Атырау Галина Ибраимова. – Считаю, скорость у компьютеров должна быть хорошей. В этом центре помощники нужны. Персонал, конечно, вежливый, обходительный, но их недостаточно, пожилые люди сюда приходят, многие не знают, как подступиться к компьютерам.

– Заявку на подтверждение пароля на ключ хочу получить, компьютерам нужна перезагрузка, смотрите, завис, – добавляет другая клиентка Елена Пушнарева, показывая на экран, на котором высвечивается голубой кружок, сигнализирующий о «тормозе».

– Оформляю документ на отстрел волков, комп виснет, сколько можно тут ждать, время-то идет, – мужчина в черных очках резко встает из-за компьютера. – Что ж делать? Пойду к оператору.

– Почему зависает, – обращаюсь к девушке-консультанту.

— Не знаю, – пожимает та плечами.

И.о. начальника отдела №1 Центра обслуживания населения Гульмире Ашимовой проблема известна.

– Мне самое главное довести до руководства, что у меня система не работает, я отчитываюсь перед ними, они отчитываются перед вышестоящим ведомством. Вчера, например, (8 января — авт.), у нас тоже не работала, я позвонила в отдел госзакупок, вызвали монтажника, на крыше там было отсоединение из-за погоды, он подключил, но все равно плохо работало, – пояснила Гульмира Ашимова. – Больше операторов? Это сектор самообслуживания. У нас там есть сотрудники, три-четыре человека в смену выходит, обучают атыраусцев.

Может, еще более мощные компьютеры нужны? Тогда почему об этом не позаботилось руководство?

По словам пресс-секретаря Атырауского филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Нурлыбека Бактыгалиулы, с которым мы связались по телефону, заверил, что дело совсем не в мощности компьютеров, а в качестве связи.

– Да, иногда они зависают, в неделю один-два раза, а за связь отвечает Казахтелеком, Билайн. Не будем же мы каждый раз им писать (о проблеме — авт.), – считает Н. Бактыгалиулы.

Нелогично получается, разве нет заинтересованности в безупречности работы Центра электронных услуг? К слову, нам не удалось выяснить финансовую сторону дела, сколько было выделено средств на создание Центра электронных услуг, в филиале этот вопрос обошли стороной. Руководитель управления мониторинга филиала Рауан Рыскалиев лишь назвал количество выделенных компьютеров. Их 25. Кстати, три из них на момент нашего присутствия в центре не работали. Видеостену, висевшую на белой стене огромным черным пятном, специалисты еще только будут подключать.

– Консультантов в центре самообслуживания не должно быть, при открытии мы так и сказали, – ответил пресс-секретарь филиала на вопрос о помощи клиентам цифрового центра.

Тогда в чем смысл открытия центра цифровых услуг? Если такими темпами выполнять поручение Главы государства о расширении сферы цифровых услуг, далеко ли уедем?

Светлана НОВАК

Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА  

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна