СТАБИЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

После обретения Казахстаном независимости, руководство республики и правительство стали уделять значительное внимание реформированию государственных финансов. Экономическая политика правительства была направлена на стабилизацию финансовой системы страны, укрепление национальной валюты и создание необходимых условий для роста производства.
В эти периоды правительство республики начало проводить реформу в финансовой системе, так как при ранее существовавшей системе не было специального правительственного органа, ведающего кассовым исполнением республиканского и местных бюджетов.
До этого контроль и организацию кассового исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляли конторы Государственного банка СССР.
Все методические и инструктивные материалы по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Казахстан разрабатывались Национальным банком.
Бюджетные организации осуществляли расходы по своему усмотрению. Министерство финансов только контролировало выделение ассигнований министерствам и ведомствам. В этой ситуации Минфин отвечал только за сбор и обобщение информации, получаемой от Нацбанка, министерств и ведомств, областей и районов, и составлением отчета об исполнении государственного бюджета.
В 1994 году Правительство поставило задачу усилить роль министерства финансов в процессе управления государственными финансами. Вскоре вышел Указ Президента о создании в январе 1994 года Главного управления казначейства при министерстве финансов. На первом этапе создания системы были сформированы территориальные управления казначейства в областях, в том числе и в Атырауском регионе. Тогда первоначальная штатная численность составляла всего 7 единиц, а уже к концу 1995 года во всех районах области имелись представители казначейства.
В октябре 1995 года Указом Президента все расчетно-кассовые центры Нацбанка были переданы в ведения казначейства. Затем на базе расчетно-кассовых центров был создан Республиканский Бюджетный банк. В Атырауской области он был образован в октябре 1996 года. Именно Бюджетный банк явился основным звеном в системе мероприятий по быстрому становлению казначейской системы в нашей республике.
В ноябре 1996 года согласно графика, утвержденного Минфином, специалисты Атырауского областного управления казначейства и Бюджетного банка с помощью системы «Баск» осуществили перевод учета исполнения республиканского бюджета со старой на новую бюджетную классификацию. Одновременно был изменен порядок финансирования госучреждений, если раньше старая система предусматривала перечисление денежных средств на счета бюджетных учреждений, то по новому порядку стало осуществляться путем выдачи на уровне министерства и ведомства казначейских разрешений и разрешений министерств, на производство расходов по экономической классификации расходов бюджета. Это усовершенствование позволило казначейству открыть в июне 1996 года Единый казначейский счет в Национальном банке и сосредоточить на нем все ресурсы республиканского и местных бюджетов и позволило иметь ежедневную информацию о доходах и расходах, и остатках наличности.
Большое изменение Казначейство внесло в учет доходов Государственного бюджета. На казначейство были возложены учет налогов и доходов, а также распределение между бюджетами разных уровней: республиканскими и местными бюджетами, а также между областными, городскими и районными бюджетами в точном соответствии с нормативами распределения, утвержденными законом о республиканском бюджете.
С 1 января 1998 года Бюджетный банк был ликвидирован, все его функции были переданы управлению казначейства.
Одним из направлений реформы по управлению ресурсами государственного сектора и госслужбы стало изменение формы выплаты стипендий, зарплаты и других, денежных выплат в учреждениях, содержащихся за счет государственного бюджета. В результате которого с 1998 года выдача наличных денег государственным учреждениям начала производиться по именным чекам казначейства через банки второго уровня, а начиная с 1 января 2001 года, по решению Правительства все государственные учреждения стали получать зарплату и другие денежные выплаты через банки второго уровня по выбору получателя средств путем зачисления их на лицевые счета по вкладам или на карт-счета.
Главной целью этой реформы было предотвращение распыления бюджетных средств по банкам второго уровня и бесконтрольное их использование при получении наличных денег.
С момента создания на органы казначейства была возложена функция предварительного в момент проведения расчетно-кассовых операций, и текущего контроля путем проведения проверок в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета выявления нецелевого использования бюджетных средств.
В 2000 году в связи с образованием управления финансового контроля, функции последующего контроля за бюджетными средствами были переданы им, казначейству оставлена функция проведения внутреннего аудита.
С 2003 года Казначейство перешло на новую систему, разработанную на основе программного обеспечения Oracle, а с 2008 года Казначейская система Казахстана «первой в мире» осуществила переход на новую версию программного обеспечения Oracle Applications R12. Благодаря этой программе ускорился процесс проведения финансовых документов, а также автоматизировано пакетирование платежей, которое исключает человеческий фактор и «личное усмотрение».
На сегодняшний день органы казначейства работают в двух информационных системах. Система электронного документооборота «Казначейство-клиент» введена в эксплуатацию в пилотных зонах в шести областях республики.
В установленные министерством финансов сроки в этой системе будет работать и наш атырауский Департамент. Эта система позволит улучшить качество исполнения бюджетов, сократится время обслуживания, операционные и транспортные затраты. Так как бухгалтера государственных учреждений, не выходя из своих учреждений, через Интернет будут осуществлять платежные операции через органы казначейства.
Сегодня Департамент казначейства по Атырауской области обслуживает не только областные центры, но и районы, имея там свои подразделения. Обслуживает 566 государственных учреждений.
С момента создания управления казначейства по Атырауской области вся огромная работа, которая была указана выше, выполнена работниками непосредственно под личным руководством начальника Департамента казначейства Жылкыбаева Багитжан Мазгалиевича, высокопрофессионального руководителя, финансиста, который внес большой вклад в успешное решение возложенных на органы казначейства по Атырауской области задач и функций.
Хотя казначейская служба существует всего 17 лет, тем не менее, она динамично развивается, целенаправленно повышает эффективность своей работы.

Р. НАУРЫЗБЕКОВА,
заместитель начальника Департамента казначейства по Атырауской области

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна