Когда сложно, но нужно

Дифференцированный тариф на проезд в автобусах Атырау введут 11 октября, сообщила пресс-служба городского акимата.

Предшествовало этому событию, как и положено по закону, постановление властей города «Об установлении дифференцируемого тарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров в городских сообщениях на территории города Атырау». В формулировке постановления указывается, что нормативно-правовой акт принимается «в целях исключения теневого оборота денежных средств и роста привлекательности со стороны пассажиров к безналичному способу оплаты за проезд в общественном транспорте города Атырау». Дифтариф устанавливается в следующих размерах: 1) при безналичной оплате посредством услуг оператора сотовой связи либо посредством электронной проездной карты за проезд – 80 тенге; 2) при оплате наличными деньгами за проезд – 150 тенге.

Принятию этого решения предшествовала длившаяся почти год колоссальная работа по внедрению в Атырау электронной системы оплаты за проезд (ЭСОП). Сколько было поломано копий, потрачено нервов и денег, известно только авторам и зачинателям проекта. Горожане-пассажиры, пользующиеся общественным транспортом, являются свидетелями того, как туго идет процесс перехода. Это и понятно, у нас, как правило, все новое идет с большим боем и скрипом, сказываются привычки и устоявшиеся стереотипы. Особенно это не нравится тем, кто привык к бесплатной «кормушке». В том же Алматы внедрение аналогичной системы оплаты «Оңай» заняло почти три года. Но успокаиваться рановато, предстоит период обкатки и закрепления достигнутого уровня, устранения имеющихся недостатков и шереховатостей проекта.

 А кто обещал гладкое внедрение?

Итак, до введения так называемого дифтарифа остались считанные дни. Тем, кто не приобрел или не оформил транспортные карты, стоит поторопиться. Так, льготные категории граждан (пенсионеры, многодетные матери, инвалиды) проявляют низкую активность при оформлении индивидуальных проездных карт. Школьники и студенты тоже не торопятся сдавать документы для оформления проездных. Так, по крайней мере, утверждают реализаторы проекта по внедрению системы электронного билетирования. В настоящее время, по информации директора ТОО «Smart Qala» Болата Жамашова, было оформлено всего лишь 8338 именных проездных карт школьникам, 7539 – студентам, 10 347 пенсионерам, 5670 – инвалидам, 2300 – опекунам инвалидов, более двух тысяч – многодетным матерям. Это весьма низкие показатели по городу если учесть, что на сегодня в Атырау насчитывается порядка 90 тысяч школьников, 50 тысяч студентов, 27 тысяч пенсионеров и свыше 30 тысяч инвалидов и их опекунов.

 Здесь стоит подчеркнуть, что сроки оформления индивидуальных персональных карт проезда были очень сжатыми, их начали оформлять в середине августа текущего года. До этого в СМИ была информация о том, что льготным проездом в общественном транспорте г. Атырау можно будет пользоваться при помощи карточки одного из банков второго уровня, пожелавшего вначале участвовать в проекте, а потом неожиданно отказавшегося. Банковские карточки с логотипом Smart Qala планировалось распространить среди льготных категорий граждан. Но позже по техническим причинам эта затея провалилась. После этого в редакцию неоднократно поступали телефонные звонки от пенсионеров и многодетных матерей с жалобой на невозможность получения банковской карточки. Тогда городские власти поручили столь ответственное дело ТОО «Smart Qala», реализующего проект ЭСОП. Примерно с конца августа в их распоряжение были предоставлены четыре крытых автобусных павильона или «теплые» остановки – «Ж/д вокзал», «Мкр. Привокзальный», «Областной роддом» и «Авангард-конечная», где по сей день ведется оформление именных проездных карт и их продажа по 500 тенге.

– На данный момент мы ведем в ускоренном темпе оформление именных проездных карточек для льготной категории граждан собственными силами. Скажу открыто, в Астане и Алматы на выпуск карточек для льготной категории граждан были выделены громадные субсидии из местного бюджета. В Атырау, к сожалению, это ведется силами и средствами частной компании в лице ТОО «Smart Qala» с небольшим штатом работников и к тому же в кратчайшие сроки. О необходимости финансовой помощи мы говорили местным властям, начиная с осени прошлого года.

К тому же у нас много сил и средств отняла борьба с кондукторами. Как вы знаете, образно говоря, они сейчас перешли уже в открытую борьбу с нами. Например, на этой неделе в понедельник-вторник отказывались пополнять баланс карточек проезда горожан. Это о чем-то говорит, наверное, – посетовал Болат Жамашов, посоветовав горожанам обращаться в сall-центр либо в диспетчерскую службу перевозчиков, как правило, указанных на их страничках в «Фейсбуке».

Как было уже отмечено выше, учебные заведения тоже не торопятся со сбором данных от учащихся школ, колледжей, гимназий и лицеев для оформления проездных. Как, начиная с 11 октября, учащиеся будут оплачивать проезд, непонятно. Так, по правилам либо по 150 тенге, если нет карточки, либо родители вынуждены будут покупать своим чадам стандартные карточки по 300 тенге, пополнив баланс. Вопрос все же остается открытым, так как учащимся предусмотрены льготы за проезд, точнее, 40 тенге по индивидуальным карточкам.

 Пока Avtobys вместо Smart Qala

 Плюс ко всему горожане жаловались на невозможность пополнять баланс карточек проезда через терминалы Qiwi-кошелек, так как не работало приложение Smart Qala. И сейчас в качестве выхода из ситуации ТОО «Smart Qala» предложило горожанам другой свой продукт под названием Avtobys. Это приложение было разработано для г. Семея и полностью интегрировано со Smart Qala.

– Проблема с приложением Smart Qala была такая, что она не показывала баланс, имеющийся на карточке. И сейчас мы дорабатываем, идут технические работы в самом Qiwi, – пояснил Болат Жамашов.

 По его прогнозам, работа эта продлится около 10 дней, и потом приложение Smart Qala вновь заработает в прежнем режиме, чтобы горожане смогли спокойно пополнять баланс карт проезда через терминалы. Приложения Avtobys сейчас и Smart Qala в дальнейшем можно будет скачать на смартфон с операцинной системой Android, привязав номер проездной карточки к банковской.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *