КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ КАЗАХСТАНА

120214-02

Тема пенсионного возраста в последние годы стала все чаще обсуждаться в казахстанском обществе. Новый интерес вызвало сообщение министра труда и социальной защиты населения Гульшары Абдыкаликовой  о том,  что в  Казахстане создана рабочая группа во главе с вице-премьером Кайратом Келимбетовым по совершенствованию пенсионной системы.

«Сейчас мы не будем конкретно говорить, но вы знаете, в Послании Президента было поручено еще раз внести предложения по совершенствованию пенсионной системы», – сказала министр на брифинге в Астане, отвечая на вопрос о том, будет ли в Казахстане увеличен возраст выхода не пенсию.

«Мы пока еще конкретно не определились, и я вам сейчас ничего не скажу. До 1 июля этого года мы должны внести предложения, мы полгода поработаем», – добавила она.

Обзвонив структуры, имеющие отношение к пенсионному делу, никаких сообщений, подтверждающих изменения пенсионного возраста, мы не получили.

Возраст выхода на пенсию в Казахстане повышался постепенно по полгода, начиная с 1 января 1998 года мужчины уходили на пенсию в возрасте 61 год, а женщины – 56 лет. С 1 июля 1998 года – мужчины – с 61,5 лет, женщины – с 56,5 лет. Через год, с июля 1999 года – мужчины с 62 лет, женщины – с 57 лет. С 1 июля 2001 года был установлен пенсионный возраст для мужчин 63 года, для женщин – с 58 лет, который и действует в настоящее время.

К началу 2000 года в Казахстане сложилась трехуровневая система пенсионного обеспечения. Солидарная система – для состоявшихся на 1 января 1998 года пенсионеров. Смешанная система – для пенсионеров, которым пенсии были назначены после 1 января 1998 года и назначаются в настоящее время. Накопительная система – для тех, кто не имел (или имел менее чем полугодовой) стаж работы на 1 января 1998 года.

- Принципы работы двух пенсионных систем принципиально отличаются друг от друга. Накопительная пенсионная система характеризуется такими особенностями, как внесение работником обязательных пенсионных взносов из своего дохода на индивидуальный пенсионный счет, открытый в одном из накопительных пенсионных фондов. Фонд работником выбирается самостоятельно, – поясняет заместитель директора департамента по контролю и СЗН по Атырауской области Маншук Лепесова. – Пенсионные накопления – это собственность вкладчика, которая имеет право наследования. Государством гарантируется сохранность пенсионных сбережений, формируемых за счет обязательных пенсионных взносов. Пенсионные выплаты из НПФ, которые человек получает после выхода на пенсию, напрямую зависят от объема пенсионных накоплений вкладчика. Особенностями же солидарной пенсионной системы является государственная гарантия пенсионных выплат, пожизненное пенсионное обеспечение за счет государственного бюджета, государством регулируется зависимость размера пенсионных выплат от трудового стажа, уровня доходов работника перед его выходом на пенсию, осуществление пенсионных выплат из бюджета страны с увеличением размера выплат с учетом уровня инфляции и ростом возможностей государства.

Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» №136 от 20 июня 1997 года, пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из центра выплаты пенсий и пособий назначаются мужчинам по достижении возраста 63 лет при наличии трудового стажа не менее 25 лет, по состоянию на 1 января 1998 года. Женщинам – по достижении 58 лет и при наличии трудового стажа не менее 20 лет, по состоянию на 1 января 1998 года.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 53 лет и при общем трудовом стаже 20 лет.

Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан как доля от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года. Если у женщины при аналогичных обстоятельствах к 1998 году трудовой стаж не достиг 20-ти лет, то ей полагается государственное социальное пособие по возрасту, размер которого на сегодня составляет 8720 тенге.

С 1 января 2012 года максимальный доход, учитываемый для исчисления размеров вновь назначенных пенсий,  составляет 63102 тенге, то есть 39 месячных расчетных показателей. Месячный расчетный показатель составляет 1618 тенге. Таким образом, минимальная пенсия составляет 17491, максимальная – 47327 тенге – 75% от 39 месячных расчетных показателей, к ним плюсуется базовая пенсия по возрасту в размере 8720 тенге.

Уходящие сейчас на пенсию люди получают пенсию из солидарной системы, имея трудовой стаж на 1 января 1998 года и накопления из накопительного пенсионного фонда. Поэтому так важно молодым, которые только устраиваются на работу, в обязательном порядке заключить договор с определенным пенсионным фондом, в котором и будут накапливаться пенсионные отчисления. Ведь из них-то в будущем и будет формироваться пенсия.

 

Кстати

 

Новый этап реформирования системы социальной защиты населения начался с 2005 года, когда были созданы условия для создания трехуровневой системы социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Введение в 2005 году обязательного социального страхования и базовой пенсионной выплаты сформировало новую многоуровневую модель социальной защиты, состоящую из трехуровневой системы пенсионного обеспечения и трехуровневой системы социальной защиты, которая соответствует требованиям социального государства.

Таким образом, в Казахстане построена многоуровневая система социальной защиты.

Первый уровень (базовый) – государственное социальное обеспечение, включающее государственные базовые социальные пособия, минимальный размер которых гарантирован государством. Это обеспечивает всем категориям социально уязвимых слоев населения реализацию равного права на получение минимальных по уровню выплат при одинаковых  социальных рисках, независимо от трудового стажа и заработка.

Второй уровень (обязательный) – социальные выплаты, осуществляемые за счет обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения. Источником социальных страховых выплат являются обязательные страховые взносы работодателей и/или работников. Уровень социального обеспечения в данном случае зависит от продолжительности и размеров участия каждого человека в системе страхования.

Третий уровень – пенсии по возрасту из солидарной накопительной системы и из накопительных пенсионных фондов.

Четвертый уровень (дополнительный) предполагает осуществление социальных выплат за счет добровольных отчислений – частных накопительных, добровольных и профессиональных.

Базовый уровень социального обеспечения включает в себя такие социальные выплаты, как государственная базовая выплата, государственное базовое пособие по инвалидности, государственное базовое пособие по потере кормильца, государственное пособие на погребение.

Подготовила Наталия УРАЗГАЛИЕВА