showImage

Почему у производителя бензин дороже, чем у продавца?

 На прошлой неделе глава министерства энергетики РК Кайрат Бозумбаев в одном из интервью республиканским масс-медиа заявил, что в декабре цены на самую популярную в стране марку бензина АИ-92 опустятся ниже 161-162 тенге за литр. «ПК» пыталась понять сей осторожный оптимизм министра и прогулялась по заправкам областного центра.

Итак, самым дешевым 92-м бензином на этот момент торгуют в сети заправочных станций «Ак Тилек» – 152 тенге за литр. На три тенге дороже в сети «Меркурий» – 155 и 159 тенге на заправках «Арна». Причем на всех этих станциях реализуют бензин «Made in Atyrau». Есть в наличии и импортный бензин той же марки, только с пометкой «евро», привозят его из Уфы (Россия). Цена на него колеблется от 160 до 167 тенге за литр. Спрос на привозной бензин устойчиво высокий, что объясняется лучшим качеством по сравнению с местной продукцией.

А вот наиболее распространенные продавцы ГСМ нашего региона: «КазМунайГаз», «Гелиос» и «Sinooil» отпускают АИ-92 по 162 тенге за литр. Российского бензина названной марки на этих станциях нет, все торгуют горючим местного завода, включая «Гелиос», который до окончания планового ремонта Павлодарского нефтехимического завода пользуется услугами АНПЗ.

Вывод из всего сказанного получается один. Если цены на бензин и пойдут вниз, то не более чем на один-два тенге. Здесь правильнее было бы говорить о стабилизации цен, нежели о снижении. И говорить о значимых плюсах для кошельков наших граждан пока не приходится.

Недоумение вызывает другое, почему именно «КазМунайГаз» продает свою продукцию дороже своих клиентов, которые покупают ее для дальнейшей реализации? «Ак Тилек», как мы писали выше, торгует АИ-92 на десять тенге дешевле производителя, «Меркурий» на пять. Где логика? И, другое, в соседней России цены на бензин на порядок выше, чем у нас. К примеру, в приграничной Астрахани средняя цена на бензин марки АИ-92 – 36,5 рубля, что по сегодняшнему курсу более 206 тенге. У нас – 167 тенге, это самый дорогой. Парадокс? Получается, что и там, и здесь производители наживаются на своих и заботятся о соседях? Необъяснимо. Надеемся, что этот парадокс нам растолкуют более компетентные люди.

К слову, в том же интервью Кайрат Бозумбаев рассказал анекдот. И чтобы сгладить негатив, позволим и мы, жители нефтяной столицы, себе улыбнуться. Итак, анекдот от министра: «Министр энергетики приглашает к себе своего зама и говорит: «Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?». Тот отвечает: «Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее». А министр ему: «Объяснить я и сам мог, а понять никак не могу».

Министр энергетики также заверил, что после окончания планового ремонта в Павлодаре, которое ожидается со дня на день доля ввозимого из России бензина упадет на 25 процентов. Как бы мы не удивлялись сравнительной дешевизне импортного горючего, но факт этот нам нравится. Как бы там ни было, до сих пор при любых колебаниях цен на нефть, стоимость всех ее производных ползла только вверх. И вот, чуть ли не впервые в истории, нам обещают снижение. Еще более удивительно, что происходит это на фоне повышения цен на нефть. Приятно. Будем надеяться – такое будет происходить систематически и коснется также других сторон повседневной жизни.

Кайрат САТАЕВ

Фото: biznes-prost.ru