патриоты форум2

История одной  тамги

Учащаяся городского лицея Кристина Тян призвала молодежь Атырау больше исследовать родной край. Эта одиннадцатиклассница представила на региональном научно-практическом форуме патриотов в областном историко-краеведческом музее свой проект «Родовые знаки тамги на посуде, найденной в Сарайшыке».

Что хранит кувшин?

Школьница смогла заинтересовать сверстников историей нашего уникального региона. Кристина рассказала, что однажды ее привлекла тема тамги – родового фамильного знака. Да так сильно, что ученица решила написать проект.

– Я побывала в краеведческом клубе «Мирас», где заведует наш краевед Вячеслав Афанасьев. Там обнаружила обломки кувшина, на которых заметила некие символы, называющиеся родовыми знаками – тамгами, – начала рассказ Кристина, сопровождая демонстрацией ребятам на форуме настоящих обломков. – Как известно, тамга выполняла большую роль знака в том или ином родовом племени, была в какой-то степени оберегом.

Кристина Тян поведала, что обнаружила в книге русского ученого А. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» специальную таблицу. Сопоставив знаки на кувшине с таблицей, девушке удалось прочесть знаки казахских родов – шеркеш, конырат, бериш, каракесек.

– А еще во время посещения областного краеведческого музея увидела амфору, которая была найдена во время осмотра береговой линии р. Урал. На ней заметила тамгу. В ее верхней части что-то отдаленно напоминало свастику, в нижней части – расширяющееся к основанию триножие. Наверное, эта амфора была предназначена для разливки вина, других напитков какого-либо рода/племени.

Кристина рассказала, что, заинтересовавшись столь сложной по своей структуре тамгой, она хотела понять, к какому роду относилась.

– Тамги, которые я до этого изучала, были обычной формы, эта же представляла сложную структуру. Если смотреть без некоторых линий, которые, возможно являлись штрихами по отношению к главному знаку, то я бы предположила, что это ногайская тамга, и т.к. через Сарайшык проходил Великий Шелковый путь, эту амфору, возможно, привезли из другой страны и эта тамга принадлежит какому-либо мастеру.

Одиннадцатиклассница напомнила на форуме, что каждому роду раньше выдавали по одной тамге, и она предназначалась для скота, являлась знаком качества на предметах оружия, архитектуры, была на могилах.

– Каждая тамга имеет свою историю, которая может больше рассказать, чем родословная. Считаю, нужно исследовать тамги, т.к. это наше прошлое, – заключила Кристина.

В тот день на форуме представили свои проекты и другие юные краеведы. Например, учащаяся областной национальной гимназия для одаренных детей Арайлым Бағытжан рассказала, как создавался областной историко-краеведческий музей; семиклассница городского лицея Альбина Бактыгали заострила внимание на местном туризме, в частности – о красотах Индерского района и целебных свойствах индерской глины и соли. А шестиклассник школы-гимназии имени К. Сатпаева Нурдаулет Барлыбаев привел интересные сведения о дереве пустыни – саксауле.

Всего на форуме, организованном КГП «Методический центр управления образования Атырауской области» совместно с региональным офисом «Рухани жангыру» в рамках программной статьи Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» приняли участие порядка 10 школьников Атырау. Все они по окончании форума были награждены благодарственными письмами.

Вместе с тем, в рамках форума был разработан проект меморандума о сотрудничестве между методическим центром управления образования Атырауской области и областным историко-краеведческим музеем. Это значит, что теперь, в рамках реализации  программы «Туған жер», уроки краеведения будут проходить иногда в музее, чему школьники на форуме были очень рады.

Надежда ШИЛЬМАН

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>