2

Время первых

«Казахстан должен выйти на мировой рынок в области геологоразведки. В эту отрасль необходимо привлекать инвестиции, упростив законодательство».
Нурсултан Назарбаев,
Президент Республики Казахстан

Напомним, необходимость реформирования добывающей отрасли как естественного конкурентного преимущества национальной экономики была отмечена Президентом страны в Стратегии «Казахстан-2050».

«ПК» уже писала о том, что на прошлой неделе в Атырау прошло выездное заседание Комитета по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК. Депутаты обсудили проект Кодекса РК «О недрах и недропользовании» в части регулирования вопросов разработки и использования углеводородного сырья.Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей наиболее интересные моменты диалога представителей законодательной, исполнительной ветвей власти, а также компаний-недропользователей региона.

Ждем инвесторов
Кодекс должен способствовать восполнению минерально-сырьевой базы за счет инвестиций, улучшить инвестиционную привлекательность отрасли. Вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев пояснил, что сейчас идет обострение борьбы за стабильный доступ к ресурсам. Казахстан, ввиду своего геополитического расположения, имеет большие перспективы. По прогнозам казахстанских геологов, 90 процентов месторождений еще предстоит найти, а залогом будущего успеха являются современное законодательство, упрощенный доступ к недрам. Существующий геологический потенциал был разработан еще в советское время, и при распаде СССР в республике осталось более одной тысячи месторождений на разной степени готовности к добыче углеводородного сырья. Поэтому первое законодательство было нацелено на более эффективное предоставление права на недропользование уже готовых месторождений. 90 процентов открытых месторождений на сегодняшний день находятся в разработке, то есть по ним идет активная добыча, платятся налоги, обеспечивая экономический рост государства.
– Тем не менее, идет явное отставание в восполнении минерально-сырьевой базы. В предыдущие годы геологоразведка в полной мере не проводилась, а это все приведет в будущем к тому, что мы можем сильно отстать по объему добычи углеводородного сырья, – акцентировал вице-министр Тимур Токтабаев. – Если не принять незамедлительных мер по улучшению инвестиционного климата в Казахстане, в среднесрочной перспективе появится угроза нехватки банка качественного сырья.
По словам спикера, Казахстан по объемам инвестиций в разведку на 1 квадратный км выделяет всего 7 долларов США, а, к примеру, Австралия – 167, Канада – 203 «американца».Таким образом, наша страна по размерам затрат на такую работу отстает от лидеров в 20 и более раз. Поэтому необходимо срочно привлекать инвестиции в геологоразведку, без проведения изменений в законодательство в соответствии с мировой практикой этой цели не достичь.
В соответствии с этими задачами новый проект Кодекса «О недрах и недропользовании» предусматривает концептуальные изменения. Выбрана Австралийская модель предоставления права недропользования путем внедрения лицензионного порядка по принципу «Первый пришел – первый получил».
Срок добычи составит 25 лет для средних и 45 лет для крупных месторождений. Упрощается регулирование с переходом от тотального контроля со стороны государства на экономические механизмы, стимулирующие быструю разведку, будет переход на международный порядок оценки запасов. Проект Кодекса также предусматривает усиление требований по экологической и промышленной безопасности, введение современной практики ликвидации последствий недропользования. Для освоения малых россыпных месторождений драгоценных металлов в документе вводится «институт старательства».

Залог ликвидации
В ходе заседания также были озвучены предложения по решению части вопросов проекта Кодекса о недрах и недропользовании, требующих законодательного регулирования в рамках рабочей группы, и от имени недропользователей их представили АО «Эмбамунайгаз» и компания-недропользователь, осуществляющая разведку глубоких месторождений «Фирма Алмэкс Плюс».
Заместитель председателя правления, заместитель генерального директора АО «Эмбамунайгаз» Рысты Тасмагамбетова в своем выступлении отметила, что в ходе разработки проекта Кодекса группа представителей АО «РД КазМунайГаз» через Ассоциацию «Казэнерджи» представила свои замечания и предложения, большинство которых вошло в проект. Вместе с тем Р. Тасмагамбетова обратила внимание на предложение АО «РД КазМунайГаз» по двум вопросам, которые влияют на эффективную деятельность его дочерних организаций, в том числе АО «Эмбамунайгаз». Речь идет о порядке обеспечения ликвидации последствий недропользования и возможности получения прав недропользования компанией с 50-процентными акциями, которые косвенно принадлежат национальной компании. Согласно действующему Закону РК «О недрах и недропользовании», отчисления в ликвидационный фонд вносятся недропользователем на специальный депозитный счет в любом банке на территории РК. Использование ликвидационного фонда осуществляется недропользователем с разрешения компетентного органа.
– Изменение порядка исполнения обязательств на ликвидацию последствий недропользования несет значительное увеличение размеров взносов на банковский вклад и отток из операционной деятельности. Залог банковского вклада возлагает существенную финансовую нагрузку на недропользователя, – уверена Рысты Тасмагамбетова.
По мнению Рысты Тасмагамбетовой, подобная нагрузка весьма негативно отразится на деятельности АО «Эмбамунайгаз», которое разрабатывает старые месторождения и несет значительный объем социальных обязательств.
– Вместе с тем, мы с пониманием относимся и разделяем позицию Министерства энергетики РК о необходимости проведения недропользователем ликвидации последствий недропользования и получения адекватного обеспечения исполнения таких обязательств, – подчеркнула Р. Тасмагамбетова. – В этой связи, помимо залога банковского вклада, в отношении ранее заключенного контракта на недропользование предлагаем допустить применение недропользователем углеводородного сырья дополнительного способа обеспечения в виде гарантий фонда «Самрук Казына», национальной компании или ее дочерних организаций.
Также выступающая предложила сохранить возможность получения ЭМГ прав недропользования на новые месторождения для пополнения своей ресурсной базы. Для этого в Проекте Кодекса предусмотреть пункт, позволяющий право передачи национальной компанией непосредственно в ЭМГ.
Первый вице-министр энергетики Республики Казахстан Махамбет Досмухамбетов согласился, что норма Проекта Кодекса по залогу на ликвидацию последствий недропользования достаточно жесткая, но, в первую очередь, она конкретная, в отличие от Закона «О недрах», где говорится об отчислениях одного процента в ликвидационный фонд в год, и непонятно, от чего этот процент берется. Залог должен быть внесен до выполнения мероприятий. Если обязательства выполнены не будут, залог переходит в собственность государства, и оно самостоятельно за счет этих средств будет проводить ликвидационные работы. Относительно того, что вместо залога ЭМГ пользоваться гарантией КМГ или «Самрук Казына», первый вице-министр энергетики выразил в этом вопросе понимание, но закон пишется для всех компаний, а не для отдельных предприятий.

Экологическая задача
На выездном заседании также обсуждались экологические проблемы в Атырауской области. Руководитель областного департамента экологии Кабижан Капанов в цифрах и фактах рассказал об экологической ситуации региона. Аким Атырауской области Нурлан Ногаев заявил о том, что сегодня местная исполнительная власть не имеет возможности проводить экологический мониторинг, а это препятствует быстрому реагированию в случае чрезвычайных ситуаций.
– Пользуясь случаем, хочу предложить рассмотреть вопрос о снятии монополии с РГП «Казгидромет» на экологический мониторинг. На сегодня, согласно закону, этой деятельностью может заниматься только данное предприятие. Это осложняет принятие своевременных решений в случае крупных выбросов или утечек. Адекватное реагирование со стороны местной исполнительной власти на такие ситуации не представляется возможным. К нам приходят многие частные компании, работающие в этой сфере, но на сегодня законодательство этого не позволяет, – сказал Нурлан Ногаев.
Аким региона также остановился на проблеме ликвидации самоизливающихся нефтяных и гидрогеологических скважин в области. Регион уже несколько лет не может добиться выделения финансовых средств на эти работы.
– Мы должны понимать, что если не принять необходимые меры сегодня, то завтра это грозит большими финансовыми затратами, не говоря уже об экологических последствиях, – акцентировал Н. Ногаев.
Глава области также сообщил о планах строительства новых канализационных очистных сооружений на обоих берегах реки Урал, что позволит ликвидировать существующие отстойники, запахи от которых при сильном ветре чувствуются в городе.
Депутат Парламента РК Бактыкожа Измухамбетов, продолжив тему давней проблемы региона о старых скважинах, сообщил, что в прибрежной части Каспийского моря находятся в затопленном виде более 800 нефтяных скважин.
– По имеющейся у нас информации, 86 скважин находится в аварийном состоянии, 5 скважин – на балансе КМГ и 9 принадлежат ЭМГ. Мы сделали запрос в Правительство, в котором поинтересовались, правильны ли эти данные, которые у нас имеются, – поставил в известность Б. Измухамбетов. – Если да, то, когда будут определены хозяева всех этих скважин, и какие меры будут приняты по этим опасным скважинам?
Депутат Парламента считает хорошим событием тот факт, что промывочно-пропарочная станция вынесена за несколько километров от города. Кроме того, по графику в ноябре предусмотрено завершение реконструкции АНПЗ.
– Будем считать, что по крайней мере с нового года там (на АНПЗ – Авт.) тоже проблем уже не будет, это значительный прогресс, – уверен Бактыкожа Измухамбетов.
Подводя итоги выездного заседания Комитета, Глеб Щегельский поблагодарил акимат региона в лице акима области за активное участие в заседании, коллег депутатов, всех участников. Работа по рассмотрению Проекта Кодекса «О недрах и недропользовании» будет продолжена. По поводу экологической ситуации в Прикаспии все замечания и предложения будут переданы как рекомендации в Правительство республики и в рамках компетенции Комитета мажилисмены будут их держать на контроле.

Светлана НОВАК

Фото: kapital.kz