5

Каким бывает грех?

Религиозная тематика в СМИ никогда не теряет своей актуальности, но насколько сами журналисты могут раскрыть эту тему? К большому сожалению, не всегда профессионально. В этой связи повышение квалификации работников СМИ все еще остается актуальным.

На днях в области по приглашению областного управления по делам религий побывала директор научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии при Министерстве по делам религий и гражданского общества РК, магистр арабской литературы Айнур Абдирасилкызы. Известный ученый провела семинар для региональных журналистов на тему «Религиозная ситуация в РК: духовное обновление общества и традиционные ценности».

В ходе семинара гостья поделилась опытом работы с журналистским пулом, который был создан в Астане при центре.

– К сожалению, у журналистов нет специализации, нам приходилось постоянно обновлять пул и заново обучать журналистов. Мы подготовили ряд методических рекомендаций, но и они не пользуются спросом. Желающих писать на религиозную тематику не так уж и много, – отметила Айнур Абдирасилкызы.

Подобная ситуация наблюдается повсеместно. Тем не менее, есть и положительные примеры. В ходе семинара Айнур Абдирасилкызы подчеркнула, что с момента создания Министерства к ней обратились всего 3 журналиста с вопросами для интервью. И первой среди них была автор строк. После этого ей самой приходится готовить материалы для СМИ.

Я вспомнила, что обратилась к Айнур Абдирасилкызы за комментариями, когда в 2012 году несколько парней пытались разрушить могилу святого Сары Ата в пос. Балыкши. Тогда отдельные нетрадиционные течения пытались разрушить вековую традицию почитания духов умерших людей, в том числе и святых. И тогда на развороте нашей газеты Айнур Абдирасилкызы подчеркнула, что многочисленные мазары, мавзолеи являются доказательством многовековой духовной культуры казахов, принявших ислам и развивших его до такой степени, что сегодня многие традиции тесно переплетаются с канонами ислама. И если народ принял религию, то она в его сердце. Разговоры же новых миссионеров, пытающихся преподнести казахам якобы чистый ислам, являются попытками подрыва общества, традиционной семьи, воспитания детей, основанного на уважении к старшему, любви к ближнему. «Если бы у нас не было мазаров, что бы мы показали сегодня салафитам. Большое спасибо нашим предкам, оставившим нам эти свидетельства, которые являются непревзойденными памятниками архитектуры и материалом для изучения, поскольку стены многочисленных мазаров исписаны арабской вязью, символикой, рисунками. Что хотели передать потомкам наши предки?» – вопрошала спикер.

Надо сказать, что данная тема получила новый импульс в наши дни в связи со статьей Главы государства «Взгляд в будущее: духовная модернизация общественного сознания», в которой предлагается создать географию святых мест Казахстана.

Каким бывает грехНе усложняйте!

По словам Айнур Абдирасилкызы, мы часто уходим в сторону и уделяем внимание таким мелочам, как ношение платка, длина одежды, чтение намаза, иным формальностям.

– А ведь главное не в этом. В исламе недаром говорится: «Не усложняйте!». Каждый человек должен сам прийти к какому-либо решению, и не стоит его заставлять делать что-либо. Все желания должны идти от сердца каждого мусульманина, – отметила теолог.

Кстати, насчет ношения платка в школе теолог была категорична: «Есть школьная форма, и ее ношение обязательно для всех. Платок можно снимать на некоторое время, это не будет грехом, как говорят отдельные представители нетрадиционных течений. Давайте посмотрим по сторонам: форму носят медики, пожарные, дорожники и так далее. Она разработана с учетом особенностей их профессии. И никто с этим не спорит. Так же и у школьной формы много преимуществ. Во-первых, она уравнивает всех в школе вне зависимости от социального положения, раньше в школу ходили, чтобы показать свои наряды, а теперь главное внимание учебе. Во-вторых, это выгодно для семейного бюджета. В-третьих, по цвету формы и символике можно сразу определить ребенка в случае чего. Да и сами педагоги стали носить форму, что также удобно. Я сама ношу платок дома, когда готовлю, это необходимо, а на работу хожу без платка. Здесь нам надо подумать о самих девочках, которых с одной стороны заставляют родители носить платок, а с другой – педагоги заставляют его снять, – призвала теолог.

Конечно, одного дня, отведенного на проведение семинара, на то, чтобы обсудить многие животрепещущие проблемы духовного и религиозного развития общества, для нас оказалось мало. Но и один день, проведенный рядом с интересным ученым, дал сильный заряд на будущее.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Фото: yvision.kz