«Я до сих пор немой…»

«Я до сих пор немой…»

Образ живого, необычного человека, в смешной шапочке, с доброй улыбкой и едва заметной печалью в глазах, однажды случайно замеченный на экране телевизора, вызывал желание познакомиться поближе. В этом году Абдрашиту Сыдыханову исполнилось бы 80 лет, он ушел из жизни на семьдесят четвертом году. Остается только сожалеть, что не удалось пообщаться с человеком при жизни. К счастью, остались его бессмертные работы в кино, картины, воспоминания современников, ученики.

22 сентября в Областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева открылась выставка картин члена Союза художников СССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР, премии «Тарлан», кавалера ордена «Құрмет», заслуженного деятеля искусств Абдрашита Сыдыханова. Выставка продлится до 15 октября 2017 года.

Родился будущий художник в 1937 году в селе Кулагино Гурьевской области. Ему было всего пять лет, когда родители были вынуждены уехать в Россию. Один анонимный донос решил судьбу целой семьи, на долгие годы разлучив Абдрашита с родной землей. Наравне со взрослыми он перенес всю тяжесть военных и послевоенных лет. Судьба занесла семью Сыдыхановых в далекую Сибирь. В фильме, снятом телеканалом «Хабар» к 70-летию художника «Линия судьбы. Абдрашит Сыдыханов», о себе он рассказывает с улыбкой, будто и не о себе вовсе. И сердце сжимается, когда представляешь мальчика, бредущего по глухому лесу за десяток километров в соседнюю деревню где-то под Новосибирском, чтобы получить (или не получить) знания в школе, где преподают полуграмотные учителя. Но ведь научили. Пусть и странной грамматике русского языка. Впрочем, и говорить он начал очень поздно. Обзывали немой и сақау. По-казахски звучало особенно обидно, признавался художник, приходилось доказывать свое право быть кулаками. «Я до сих пор немой», с присущей ему иронией говорит о себе художник, ведь он на родном казахском языке не проучился ни одного класса. Однажды мать, уставшая от постоянных жалоб на сына, взяла да и поколотила драчуна. Видно достала тумаками до самой сути его немоты. Из уст пацана вырвался русский мат. Заговорил, одним словом.

Что является причиной таланта? Может, долгое молчание вызвало желание выразить богатство души через живопись? Признать в новичке мастера было не принято среди мэтров. Не мог ли паренек просто «позаимствовать» у студентов художественного училища им. Н. Гоголя картины, куда он пришел со своим желанием продолжить образование? Так нет, это были его работы… Талант.

По окончании училища Абдрашита приглашают работать в «Казахфильм». Если вы еще не знакомы с его творчеством, один лишь факт откроет всю его величину – он был художником-постановщиком знаменитого фильма «Чокан Валиханов».

Один из художников-шестидесятников, в восьмидесятые годы он серьезно погружается в духовный мир знаков. Девяносто два танба по числу казахских родов захватили его. Исколесивший почти весь мир – Европу, арабские страны, выставлявшийся в Польше, Румынии, Италии, Франции, единственный из казахстанских художников, представивший картины в Вашингтонском Капитолии, погружавшийся в мир даосизма, приходит к истокам своего рода. Происходит смена в манере письма. Полупрозрачные картины в духе даосизма, погруженность внутрь себя, знаменитая «Пустая лодка» – символ свободного человека. И до боли родные линии, на генетическом уровне воспринимаемые потомками номадов знаки. Люди ли придумали их? Или это знаки, переданные откуда-то свыше? Знаковую живопись Абдрашита Сыдыханова невозможно воспринять лишь зрением. Язык этих картин ощущается кожей, сердцем, душой, будто знаки пропитывают тебя, меняя сознание. Танба, знак рода. Танба – в нем заключен шифр каждого казаха, некий код. В нем стихия, обычаи, тайны. И все это помноженное на талант художника.

Двадцать картин привезла на выставку дочь художника, искусствовед Зауреш Сыдыханова. И одна из них, «Арал», из личной коллекции З. Сыдыхановой, останется в качестве дара в честь юбилея отца.

На торжественном открытии она выразила огромную благодарность всем, кто помог в организации юбилейной выставки в Атырау. Двадцать картин – малая часть работ мастера, и большой праздник для нашего города. Накануне открытия выставки Зауреш Абдрашитовна побывала в селе Кулагино. Давно уже нет в живых тех, кто знал их семью, но для нее было особой честью просто подышать воздухом, ощутить землю, хранящей тайны ее рода. «Став взрослой, понимаешь всю силу родной земли. Будто домой вернулась, – в отцовской манере смешить и смеяться рассказывает о своих впечатлениях Зауреш Абдрашитовна. – Здесь мне очень хорошо. Мне сказали, что я первая алматинка, которой нравится в Атырау. Я отвечаю: это земля моего отца, все мне свято, все мне нравится».

Известные художники, друзья мастера, современники, в числе которых Илья Жаканов, Гульмаржан Махамбетова, Адилхаир Жантасов, Сания Уразова выразили свою благодарность за сохранение наследия художника. Директором музея Тулегеном Орынбасарулы было зачитано поздравительное письмо Имангали Тасмагамбетова, Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Казахстан в РФ, в адрес семьи живописца. Именно по его инициативе в 1999 году впервые посетил свою малую родину Абдрашит Сыдыханов, привезя в дар музею две бесценные картины, названные Имангали Нургалиевичем символом музея.

Особенно тронули слова Рафаэля Слекенова, ученика маэстро, ныне известного художника:

– Через тысячи лет наши потомки будут вести раскопки. Они будут изучать нашу жизнь, и я думаю, что их не особо удивят наши небоскребы, банкоматы, джипы и нефтяные качалки. Их удивят такие полотна, как картины Абдрашита Сыдыханова. Искусство, и искусство художника не в последнюю очередь, лучшее, что есть у человечества.

Марта ДЖУМАГАЛИЕВА