i

Пойдем в кино?

Как-то субботним днем мы отправились с семьей на фильм «Планета обезьян. Война…». А потом возвращались домой и долго еще жалели о потерянном времени и деньгах.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Арыстанбек Мухамедиулы,

министр культуры и спорта Республики Казахстан:

 – Если в 2012 году в Казахстане создавалось 10 картин в год, то на конец 2016 года общее число достигло 30. На начало 2017 года было заявлено 28 фильмов.

…Фильм абсолютно не понравился, сценарий такой, что, кажется, его писал какой-то первокурсник-троечник. Уже на выходе из кинотеатра заметили постер с казахстанским фильмом. Он примостился на отшибе, и, вероятно, с укором взирал на тех, кто проходил мимо. Эх, что ж мы на него не пошли!

А между тем отечественный кинематограф возрождается, все чаще стали показывать в городских кинотеатрах фильмы, снятые в Казахстане. Конечно, их нельзя поставить на одни весы с американскими блокбастерами, с их умопомрачительными спецэффектами и баснословным бюджетом. Но, похоже, современный казахстанский зритель этим давно насытился. Мы ждем чего-то родного, домашнего. А это как раз наши фильмы, где мы узнаем себя, своих родственников, соседей, и все, что происходит в кадре, знакомо и близко.

– Кто наблюдает за развитием отечественного кинематографа, может подтвердить, что в последние годы казахстанские сценаристы, режиссеры, артисты и композиторы стали делать кинофильмы, которые могут конкурировать. Их пока мало, но начало хорошее, – сказал нам министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы, когда посетил наш город в феврале нынешнего года. – И мы охотно идем навстречу кинематографистам. Если речь идет о комедийных фильмах, о мелодрамах, которых у нас достаточно, то продюсеры снимают их на свои деньги, потом мы у них или покупаем, или работаем над продвижением. Их снимать проще, чем исторические ленты, которые создаются по госзаказу. Сегодня в производстве находится 28 художественных и документальных фильмов. В их числе такие исторические проекты, как «Томирис», «Султан Бейбарыс» (новая версия). Скоро будем презентовать фильм «Песни Амре» и продолжение телесериала «Қазақ елі».

Отечественная киностудия “Қазақфильм” – единственный и крупнейший центр кинопроизводства в Центральной Азии, оказывающий полный спектр услуг по производству художественных, документальных и анимационных фильмов – обретает второе дыхание. Киностудия производит ежегодно порядка десяти художественных фильмов, из которых шесть-семь выпускаются в национальный прокат. Как правило, это многожанровые проекты с имиджевой, зрительской и фестивальной направленностью.

– Нужно понимать, что никто, кроме нас самих, казахстанцев, не сможет продемонстрировать миру казахскую культуру и наш менталитет, – считает министр. – Казахстанское кино должно быть самобытным, как, например, японское, индийское. Оно должно иметь свой колорит и стиль. То, что в наших фильмах иногда говорят на двух языках – казахском и русском – необычно. Это можно считать изюминкой, но и перебарщивать с этим не стоит, внешний рынок ведь никто не отменял.

Как считает министр, народ начал узнавать, что такое казахстанское кино. Появились наконец-то свои новые «звезды», которые интересны нашему зрителю. А это очень важно для формирования культуры в Казахстане.

Чтобы сделать фильмы кассовыми, режиссеры часто приглашают известных российских и зарубежных актеров. Например, известный в Казахстане режиссер Талгат Теменов пригласил на свой фильм «Мой грешный ангел» французского актера с мировым именем Жерара Депардье. Режиссер убежден, что главное все-таки – это сценарий, сюжет.

– А его нет, у нас дефицит сценариев. Сидим, голодаем, – с присущим ему сарказмом сказал Теменов во время одного из своих приездов в нашу область на гастроли Астанинского драматического театра имени К. Куанышбаева, где он сейчас работает художественным руководителем. – Я сам истосковался по хорошему кино. Хочу снимать. Но мое главное условие – чтобы был хороший сценарий.

- Одно время вы говорили, что в АО «Қазақфильм» невозможно выпросить деньги на хороший сценарий и вообще на съемки фильма. Как сейчас обстоят дела?

– Был такой промежуток времени на «Қазақфильме». Но сейчас пришло новое дыхание. В отечественном кинематографе уходит эпоха расточительства, когда снимали фильмы за три-четыре миллиона долларов, которые не имели никакого шанса на высокие кассовые сборы. Сейчас люди научились снимать кино и понимать, для чего они снимают. Есть, конечно, дилетанты, но они и должны быть. Зато народ начал узнавать, что такое казахстанское кино.

Актер Казахского областного драматического театра имени Махамбета Оралбай Галымжанов снимался в фильме народного артиста СССР Асанали Ашимова «Дом у соленого озера». Съемки проходили в п. Доссор. Это был первый опыт работы нашего актера в киноиндустрии.

– Мы смогли пережить застой и стали свидетелями того, как на экранах вновь появились отечественные фильмы. И если встану перед выбором что смотреть – наши фильмы или зарубежные, я, конечно, выберу свои, отечественные. Согласен, что не все делается на высоком уровне, профессионально. Для этого надо, чтобы в прокатном деле работал худсовет с высокой планкой требований. Сегодня наш кинематограф, так же как и театр, возрождается, – говорит актер.

С 20 июля в атырауских кинотеатрах вновь премьера еще одного казахстанского фильма. Это комедийная мелодрама «Мажоры».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>