НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АГРОПРОМ

В последние несколько лет государство предприняло ряд мер по финансовой поддержке производителей продукции сельского хозяйства. С 2013 года принята программа «Агробизнес-2020».

Основным инструментом поддержки является субсидирование сельхозтоваропроизводителей из местного бюджета. Цель субсидирования – поддержка и стимулирование СХТП к производству качественной, конкурентоспособной продукции с применением новых технологий, увеличению объемов производства. Субсидии предусмотрены по различным направлениям животноводства и растениеводства. Администратором по субсидиям в области является управление сельского хозяйства. По районам и городу этим вопросом занимаются отделы сельского хозяйства. По линии Национального Управляющего Холдинга «КазАгро» дочерними предприятиями АО «Казагрофинанс», АО «Агрокредитная корпорация», АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» ведется льготное кредитование сельских товаропроизводителей из средств, выделенных из республиканского бюджета. Недавно принята программа финансового оздоровления сельхозформирований, по которой государство покрывает часть процентных ставок по кредитам. С этого года началась выдача инвестиционных субсидий, целью которой является покрытие части заемных средств сельхозтоваропроизводителей, направленных на инвестиции. Также можно выделить поддержку государством СХТП через НК «СПК «Атырау» путем закупа продукции сельского хозяйства в стабилизационный фонд и финансовой интервенции в предприятия АПК.
К сожалению, разобраться во всех видах поддержки простому фермеру не очень просто. Существует ряд постановлений Правительства, в которых расписаны правила и порядок предоставления субсидий. Некоторые постановления теряют свою силу в связи с принятием новых актов. Имеется ряд республиканских и местных нормативных актов. И еще множество различных нюансов и подводных камней, которые должен знать фермер, чтобы добраться до субсидий. Разъяснить в одной статье о правилах получения субсидий и льготного финансирования невозможно. Мы отметим лишь некоторые моменты. И советуем заинтересованным фермерам в любом случае обращаться, прежде всего, в отделы сельского хозяйства местных акиматов, где должны профессионально и доступно разъяснить правила государственной поддержки.
В субсидировании животноводческой отрасли имеются два основных направления: на развитие племенного животноводства и на повышение продуктивности и качества продукции. При этом каждое из направлений имеет по несколько разделов. Например, приобретение племенного и селекционного КРС; приобретение племенных овец, лошадей, свиней, верблюдов; содержание племенных быков; удешевление стоимости кормов для животных и птиц. Полный перечень можно узнать в отделах сельского хозяйства.
Теперь об условиях выплаты субсидий. Необходимыми условиями для получения субсидий товаропроизводителями являются соответствие критериям и требованиям по соответствующим направлениям, указанным в приложениях 2 и 3 к Правилам по субсидированию, принятым Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2014 года за №103 и соответствующим Постановлениям акимата области. Проект Постановления Правительства можно посмотреть на официальном сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Адилет» – adilet.zan.kz.
Забегая вперед, хочется отметить, что государство, субсидируя производителей, имело цель стимулировать их к организации ими более крупных, соответствующих современным требованиям рынка, хозяйств, способных свободно конкурировать с зарубежными производителями. При этом, чем крупнее хозяйство, тем больше сумма субсидирования. Так, в Правилах введены уровни для хозяйств в зависимости от поголовья скота и технологий содержания. Например, для производителей, занимающихся производством говядины, имеются три уровня. 1 уровень – наличие специализированной площадки для откорма КРС с мощностью не менее 3000 голов единовременного откорма и развитой инфраструктурой; 2 уровень – наличие специализированной площадки для откорма КРС не менее 1500 голов и развитой инфраструктурой; 3 уровень – наличие специализированного помещения или площадок для откорма КРС и количество реализованного откормленного поголовья за последние 12 месяцев – не менее 400 голов. Для всех уровней этого направления также имеются другие требования. Убойная масса бычков – не менее 400 кг, сроки откорма – не менее 60 дней, организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно-санитарных мероприятий и ведение зоотехнического учета. Также обязательно наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья на откорме в ИСЖ (система идентификации сельхозживотных). Суммы субсидий, соответственно, 300, 170 и 100 тенге за килограмм сданного мяса.
Критерии и требования к товаропроизводителям, занимающимся производством баранины. Имеются два уровня. 1 уровень – наличие маточного поголовья овец на 1 января текущего года – не менее 600 голов, наличие откормочной площадки для откорма молодняка с мощностью не менее 1000 голов. 2 уровень – наличие маточного поголовья овец на 1 января текущего года – не менее 300 голов, наличие помещений для содержания овец. Для обоих уровней живая масса реализуемых на убой овец не должна превышать 30 кг. И ветеринарно-санитарные мероприятия обязательны. Сумма субсидий, соответственно, 200 и 100 тенге за кг баранины. Здесь не указаны некоторые моменты, о которых можно узнать непосредственно у специалистов.
По остальным видам животных и птиц и производимой продукции (молока, яиц) также имеются свои требования и критерии для получения субсидий.
Видно, что субсидирование по указанным направлениям стимулирует увеличение числа средних хозяйств. Многие сельхозформирования нашей области едва дотягивают до субсидирования по 3 уровню. По второму и первому уровням претендентов вообще не имеется. На сегодня хозяйства получают следующие виды субсидий: на приобретение племенных овцематок, лошадей, молодняка КРС; на ведение селекционной и племенной работы; на породное преобразование; на производство баранины, конины, молока, шубата и яиц. В том случае, если хозяйства будут объединяться и создавать более крупные хозяйства, то со стороны властей им уделялось бы больше внимания и средств поддержки. Но этого почему-то не происходит.
Наши хозяйства ведут неторопливый экстенсивный путь развития. В последнее время наблюдается тенденция вложений капитала из других сфер народного хозяйства в отрасли сельского хозяйства. Этот факт, конечно же, радует. Власти стараются формировать устойчивые и конкурентоспособные предприятия АПК. Но этого пока мало. Необходимы огромные финансовые вливания и время. Поэтому на данном этапе развития АПК было бы хорошо, если бы фермеры объединили свои усилия и создали современные животноводческие комплексы и хозяйства, способные устоять против жесткой конкуренции со стороны производителей более развитых стран мира.

Амангельды ИМАНОВ,
эксперт I категории
Палаты предпринимателей
Атырауской области