Право на образование для всех

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

В Атырауской области продолжается внедрение инклюзивного обучения по программе «Знание всем», которая дает возможность детям-инвалидам, воспитывающимся и получающим образование в дошкольных и школьных учебных заведениях, вести активный образ жизни.

О том, как помочь в социальной адаптации детям с ограниченными возможностями, подготовить их к полноценной общественной жизни, обеспечить их равные права к качественному образованию, говорилось в областном акимате на заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством заместителя акима Атырауской области Шынгыса Мукана.

В соответствии со статьей 1 Закона РК «Об образовании», государство, осуществляя инклюзивное образование, должно устранить все недоработки при обучении детей с ограниченными возможностями, создать условия для получения качественного образования.

Заместитель акима города Атырау Гульмира Шакирова, доложившая о реализации программы инклюзивного обучения в городе Атырау, рассказала, что в 13 городских школах (всего в Атырау 56 государственных и одна частная школа – прим. Авт.) открылись классы по обучению детей с заторможенностью психического развития (ЗПР). В 55 специальных классах обучаются 312 учеников. Наряду с этим, по ее словам, в общеобразовательных школах есть индивидуальные классы, в которых инклюзивным обучением охвачено 64 учащихся, а в связи с состоянием здоровья на дому обучаются 168 учеников.

– Учитывая их потребности и нужды, мы обеспечиваем их компьютерной техникой. Для детей с ограниченными возможностями в некоторых школах уже установлены пандусы, а на разработку проектно-сметной документации для строительства пандусов в 35 школах выделены финансовые средства в размере 12 868,0 тысячи тенге, – сообщила заместитель акима города Г. Шакирова.

Вместе с тем проблем на пути развития инклюзивного образования в областном центре еще достаточно, отметила Г. Шакирова. В частности, в штатном расписании учебных заведений нет логопедов, специальных психологов, педагогов-дефектологов. Усугубляло ситуацию и то, что учебные заведения нашей области не готовили так необходимых специалистов:  логопед, дефектолог, и поэтому не было возможности решить кадровый вопрос. Существует необходимость организовать курсы совершенствования учителей именно по методу инклюзивного образования.

Ситуацию по внедрению инклюзивного обучения в Атырауской области охарактеризовала директор учреждения «Областная психолого-медицинская и педагогическая консультация» Зауреш Айтенова.

– В нашей области инклюзивное обучение проводится в двух направлениях, – говорит Зауреш Айтенова. – Это спецклассы, открытые в общеобразовательных школах, и, второе, есть обычные классы, где наравне со здоровыми детьми обучаются от одного до двух детей с ограниченными возможностями. По области существуют 98 спецклассов. Из них 92 класса (572 ученика) – для детей с заторможенностью психического развития (ЗПР), 6 классов (34 ученика) – для детей с нарушением умственного развития. А в обычных классах инклюзивным методом обучаются еще 264 ребенка с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день ввиду неполного выполнения характеристик по созданию безбарьерной зоны, 139 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата вынуждены обучаться дома.

Она также сообщила, что в области в сфере образования работают 35 дипломированных специалистов-дефектологов, тем не менее, проблема нехватки таких специалистов еще существует.

Добавим, что концепция инклюзивного образования очень широкая и основывается она на общем принципе, что каждый ребенок особенный, но при этом все дети равны между собой. Каждому ребенку, вне зависимости от того, имеет ли он инвалидность, нужен индивидуальный подход.

 Анжелика КИМ,
фото Ерлана АЛТЫБАЕВА