Язык – путь к развитию

«Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками. С 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире».

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан

Казахстанских учителей готовят к внедрению трехъязычного образования. Для этого уже сейчас интенсивно готовят предметников и подтягивают языковой уровень учителей. Предполагается, что после окончания курсов учителя смогут не только свободно изъясняться на иностранном, но и преподавать свой предмет, используя научные термины. Насколько успешным было обучение, покажет Кембриджский тест. Его обязаны сдать все участники курсов, чтобы получить международный сертификат. А ведение уроков химии, физики, информатики и биологии в выпускных классах общеобразовательных школ на английском языке планируется с сентября следующего года. Насколько это реально, мы решили узнать у атырауских учителей.

 

Эксперимент, ставший нормой

По словам директора Методического кабинета областного управления образования Габита Кабекенова, на сегодняшний день обучение на трех языках предметов естественно-математического цикла в пилотном режиме ведется в 12 школах нашей области.

К одному из таких учителей мы заглянули на урок. Учитель биологии высшей категории областной национальной гимназии Айзада Зулкашева, неоднократный призер областных и республиканских конкурсов, автор спецкурсов по биологии для учителей. Будучи человеком целеустремленным, разносторонним, помимо педагогического, получила и второе высшее образование по специальности химик-технолог. Но желание учить детей пересилило, и в этом смысле будущим ее ученикам очень повезло. Она – учитель по призванию, с творческим, неординарным подходом к преподаванию. Поэтому труды Айзады Дуйсенбаевны дают хорошие плоды. Ее ученики – постоянные призеры ежегодных областных и республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов. На последней предметной олимпиаде пятеро ее учеников заняли призовые места, двое из них будут защищать честь области на республиканском уровне. На недавнем областном семинаре был высоко оценен урок биологии Айзады Дуйсенбаевны на английском языке. Остается удивляться, как молодой учительнице, живущей в с. Алмалы, имеющей семью, в которой воспитываются двое  детей, удается успевать везде.

Айзада Зулкашева прошла пятимесячные языковые курсы и на днях должна получить сертификат. Поэтому пока она ведет не уроки, а только факультативные занятия. Кабинет биологии в гимназии оснащен наглядными пособиями, тут и муляжи, схемы с подписями на трех языках, стол для опытов, все для лучшего усвоения знаний.

– Английский учу с удовольствием и далее хочу его совершенствовать на курсах, чтобы как можно лучше донести свой предмет на английском языке до детей, – говорит учитель.

С первых минут занятий стало понятно, в чем особенность этого учителя. Она преподает с интересом, активно вовлекает в познавательный процесс самих учеников, порождая у них жажду знаний. Поскольку учебников и другой методической литературы по биологии на английском языке пока нет, она сама составляет программу занятий, готовит наглядные материалы.

Ученики с легкостью переводят сложные термины с английского языка на казахский и русский языки, составляют с ними предложения на английском и свободно общаются с учителем и друг с другом на иностранном языке. Главное, дети чувствуют себя свободно, видно, что им нравится иностранный язык. Помогают им в этом таблицы, картинки. А чтобы слово на английском языке лучше запомнилось, учитель использует анаграммы, составляет предложения на определенную тематику на трех языках.

Ученица 10-го класса Нуржамал Магзомова хорошо владеет английским и постоянно совершенствует знания, и как результат – очередной успех, 2-е место на недавней областной олимпиаде по английскому языку. Ее мечта – стать врачом, поэтому особое внимание она уделяет изучению химии и биологии, тем более, что учится в классе с углубленным изучением данных предметов. А возможность изучения их на английском языке, по ее мнению, даст ей дополнительные возможности в будущем, например, стажироваться и работать за рубежом.

– У нас многие ребята выбирают биологию и химию, так как связывают их с будущей специальностью, – говорит Нуржамал. – Факультативы Айзады Дуйсенбаевны по биологии на английском языке проходят интересно, и нам легко учить термины на английском и запоминать урок, потому что учитель использует много наглядных материалов, проводит игры, групповые и индивидуальные занятия.

 

Ряд предметов – на английском

Языковых курсов, обучающих учителей-предметников, по области несколько. К примеру, «Назарбаев Университет» проводит языковые курсы на базе Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова в течение двух с половиной месяцев; в течение трех месяцев проходят курсы на базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» – института повышения квалификации педагогических работников по Атырауской области.

Организованы курсы в центре подготовки педагогического мастерства АО «Назарбаев Интеллектуальные школы». На сегодня здесь обучаются 34 учителя-предметника и 121 учителей английского языка со всей области. Первый поток учителей химии, информатики, биологии и физики изучают язык вот уже шесть месяцев. Обучение продлится 10 месяцев с сохранением заработной платы, к тому же учителям из районов предоставляется стипендия в размере 82 тысяч тенге, а в летнее время учителя имеют право взять двухмесячный отпуск.

По словам директора центра педагогического мастерства АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Аиды Нуржановой, за 10 месяцев вполне реально научить учителей-предметников преподавать на английском языке. Обучение основано на 4 видах деятельности: слушание, речь, письмо, чтение. Учителя учатся методике преподавания, предметной терминологии, практике объяснения тем школьной программы на английском языке и т.д. Только при наличии сертификата В1, В2 учителя могут рассчитывать в будущем на повышенную зарплату. При этом НИШ и образовательно-инновационный лицей берут затем учителей под свою опеку, где в течение определенного времени они будут проходить практику, проводя уроки совместно с учителями-носителями английского языка данных учебных заведений. Кстати, после прохождения языковых курсов учителя обязаны отработать 3 года на своих рабочих местах.

– По поводу сомнений, будут ли дети понимать своих учителей, объясняющих им на английском сложные технические предметы, думаю, что сейчас современные дети креативные, им очень нравится английский язык, – говорит Аида Нуржанова.

Учитель информатики школы-лицея №17 Наталья Проненко, трудовой стаж которой 20 лет, должна получить международный сертификат уже в апреле.

– Насколько учитель освоит язык, зависит от него самого, – говорит Наталья Проненко. – Эта программа дает учителю прекрасные перспективы, к примеру, преподавать в другой стране, расширяет кругозор, тренеры учат нас верить в себя, мы не боимся говорить на иностранном языке. Особенно эти курсы хороши для тех, кто молод. Благодаря тому, что учителя занимаются непрерывно весь день в течение 10 месяцев, они не забывают усвоенное, а постоянно практикуются. Сложности в обучении возникают при запоминании слов, в ходе обучения мы общаемся с носителями языка, совершенствуя разговорную речь. Мне легче в том плане, что я преподаю информатику, и многие термины взяты из английского языка, в физике, химии, биологии терминология на английском сложнее. Остается открытым вопрос с учебниками и методической литературой. Я считала, что казахстанские учебники будут переведены на английский язык, однако в школу пришли учебники Кембриджского университета, а они не совсем адаптированы под нашу программу.

По мнению учителя, весь мир говорит на английском языке, во многих иностранных компаниях требуются высокооплачиваемые специалисты, знающие английский, и чтобы быть конкурентоспособными, мы должны к этому стремиться. Чем больше мы знаем языков, помимо родного, тем мы конкурентоспособнее в мире. Данная программа рассчитана для улучшения благосостояния людей, для будущего наших детей, нужно в это верить и действовать. Возможность, предоставляемую государством, нужно использовать, чтобы развиваться, совершенствоваться.

Жанат ШАЯХМЕТОВА