ЧИТАЕМ ЛИ МЫ КНИГИ?

В Соединенных Штатах, Китае и Японии молодежь не перестала читать книги, хотя та же Япония является лидером по развитию различных технологий. В этой стране снижение читательского спроса составило всего лишь 25 процентов.

Эти данные озвучил на совете по взаимодействию со средствами массовой информации, прошедшем под председательством заместителя акима области Шынгыса Мукана, главный редактор газеты «Алтын ғасыр» Жумабай Доспанов в своем докладе на тему «Повышение и формирование читательского, художественного вкуса среди молодежи через СМИ и литературу». Как отметил докладчик, чтение художественной и познавательной литературы способствует достижению и принятию мировых ценностей, формированию чувства патриотизма. В сравнении с советским периодом в Казахстане интерес молодежи к чтению снизился в 5 раз.

Отдельные психологи и педагоги связывают данный факт с развитием в мире Интернета, многочисленных коммерческих программ на телевидении. Но докладчик с этим мнением не согласен. Одним из путей выхода из данной ситуации он считает усиление государственной поддержки и даже контроля. Оказывается, педагоги в некоторых странах первыми в конце года сдают экзамен на предмет чтения как книжных новинок, так и классики. Далее студенты, учащиеся, рабочая молодежь также отчитываются о прочитанных ими новых книгах. К примеру, в городе Чандлер штата Аризона в США директора одного колледжа и двух школ в 2013 году были освобождены от занимаемой должности за то, что прочитали всего 7,8 книг вместо 10 по норме. К примеру, в Китае родители, сами которые не берут в руки книги и не способствуют формированию читательского вкуса у своих чад школьного возраста, подвергаются резкой критике в своих трудовых коллективах. Если ситуация по прошествии определенного времени не меняется, то они подвергаются дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения.

У нас подрастает поколение, которое не в полной мере изучило книги известных классиков казахской литературы — Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Ильяса Есенберлина, Габита Мустафина и других. В этой связи докладчик отметил, что не обязательно читать все книги, необходимо уметь их анализировать и отбирать книги, как говорится, по душе. Члены совета и председательствующий Шынгыс Мукан приняли доклад и высказанные предложения. Председательствующий отметил, что в области в данном направлении уже проводится определенная работа, составлен план деятельности, в котором запланировано проведение республиканских конкурсов, открытие литературных клубов во всех школах, которые способствовали бы формированию культуры чтения среди молодежи.

Затем состоялось обсуждение вопроса проведения журналистских конкурсов в 2016 году, их тематика и призовой фонд. Данный вопрос остался открытым, поскольку требует дополнительной проработки. По первому вопросу были приняты соответствующие рекомендации.

Гульжан ЕЛЕШЕВА