ТАМ, ГДЕ СТЕЛЕТСЯ АСФАЛЬТ…

За последние годы в области отремонтировано 500 километров дорог. До конца года будет продолжен ремонт еще на 119 километрах дорог. Если в 2012 году хорошие дороги составляли 30%, то до конца 2015 года этот показатель достигнет 47%. В основном это дороги, соединяющие районы и села. В том числе завершились работы на 170 километрах дороги «Атырау-Индер».

Задав стратегический курс новой индустриализации, Глава государства провидчески начал сооружение многотысячекилометровой трансконтинентальной магистрали «Западная Европа — Западный Кигач». Она очень скоро будет завершена, но уже по этой трассе в обоих направлениях мчатся могучие фуры, снуют легковушки, открываются придорожные мотели, кемпинги, станции технического обслуживания автомобилей… А как же не подивиться еще одному аспекту в плане построения дорожных сетей «Центр — Восток», «Центр — Юг», когда от столицы Казахстана радиально исходят дорожные лучи с прекрасными автобанами. В программе «100 шагов» обозначены как раз эти приоритеты, касаются они и Западных областей республики: заканчивается сооружение дороги Атырау — Бейнеу — Актау — Жана Озен, готовится проектно-сметная документация такой, давно желанной артерии Актобе — Атырау — Астрахань. Гигантских планов масштаб и размах!

…там зарождается или возрождается жизнь во всех ее проявлениях: налаживается производство, строятся дома, подводятся различные жизненно необходимые коммуникации – вода, свет, газ. Школы заполняются гомоном детворы, медики на «санитарках» могут доехать до любого населенного пункта по вызовам — словом, возникает цивилизация.

Если же подойти к идеям обновления дорожных полотен или строительства совершенно новых участков автодорог в Атырауской области, то тут никак нельзя не сказать об организации «Атырауинждорстрой», действующей в официальных документах под несколькими названиями, но от этого для простого человека не становящейся незнакомой. Это именно она пришла в Атырау в 1999 году, и с того года областной центр не в одночасье, но из года в год преображался — легли на проспекты, улицы, проезды, закоулки тысячи тонн асфальта, стали проезжими пригородные трассы, к дальним селениям — аулам — в любое время, в любой — сухой или дождливо-снежный сезон можно добраться, не беспокоясь за поломку транспортных средств.
— В нынешнем году, — рассказывает генеральный директор АО «Алматыинжстрой» Серик Есиркепович Оразбаев, — осуществилась давнишняя мечта атыраусцев в плане реконструкции 180-километровой трассы Атырау — Индер на «бухарской» стороне. Теперь даже дальнобойщики предпочитают ее, по прямой через мост выезжая на районный центр Индерского района и уже от него разворачиваясь в сторону города Уральска.
Строительство дорог, даже малокилометражных, уж не говоря о длинных широкополосных трассах, сопряжено, в первую очередь, с созданием собственной производственной базы, каковая у «АИС» давно имеется. Это управление механизации и транспорта с мощной мастерской, хранилище инертных материалов (на зиму с Актюбинской области преимущественно завозятся тысячи тонн щебня, песчано-гравийной смеси и др.), асфальтобетонный завод. В случае со строительством дороги «Атырау — Индер» такой же завод был построен и вблизи строящегося объекта. Плюс десятки большегрузных самосвалов, автогрейдеров, скреперов, бульдозеров, экскаваторов. На все про все требуется и большой отряд инженерно-технических работников, начиная от геодезистов, заканчивая дорожными рабочими.
…Автору этих строк еще в далекие 70-ые годы минувшего столетия приходилось совершать маршрут в села Жарсуат, Бодене, примыкающие к поселку Индерборский. Дорога была ужасная, разбитая. И в село Алга доводилось ездить. Автобус съезжает с трассы и петляет по грунтовой дороге. Хорошо, если в сухой сезон. В распутицу понятие «дороги» здесь расползалось, как сама грязь.
Что теперь? Лучше самому проехать — блеск да гладь. Теперь в села Енбекшил, Ортакшил и далее по пути следования можно ехать опять же без опаски разбить «подвеску» автомашины или засесть в какой-нибудь колдобине.
А еще десятикилометровый участок трассы Доссор — Макат, а еще многокилометровые асфальтированные ответвления от главной магистрали в села Бейбарыс, Алмалы, ровные дороги в селах Аккистау, Жанбай; как стало комфортно в городском пригороде «Холодильник»; грехи одной подрядной организации в селе Сагиз пришлось «замаливать» описываемой нами организации — все той же «Атырауинждорстрой», входящей в АО «Алматыинжстрой».
А люди кто? Люди, с ранней весны до поздней осени, до наступления заморозков с утра до вечера созидательным трудом оставляющие в буквальном смысле след на карте нашей области. Владимир Александрович Бабин, Толеубек Кусаинов, Турхан Есендияров, Ербол Калмагамбетов — машинисты катков, асфальтировщики, бригадиры, мастера, дорожные рабочие — все они стоят того, чтобы воздать им хвалу и славу.
К тому же дорожники, где бы они ни работали, вовлекают в свой круг десятки, сотни местных жителей, создавая рабочие места, обеспечивая их семьи относительным достатком.
…Впереди еще немало славных дел. А организация, которой без малого два десятка лет, километр за километром стелет асфальт, который в определенном смысле, повторимся, символизирует жизнь.

Каирбек ЕРМУХАНОВ