ТАЛАНТ ЖУМЕКЕНА БЕСКОНЕЧЕН

Автору слов Государственного гимна, поэту и писателю Жумекену Нажимеденову 28 ноября исполнилось бы 80 лет. Известный писатель-драматург Рахимжан Отарбаев рассказал о жизни и творчестве выдающегося сына казахской земли.

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ТАЛАНТА

– Как известно, Жумекен Нажимеденов после школы отправился покорять столицу. Но оказался… в угольной Караганде. Что произошло?
– Он поехал в Алма-Ату поступать в консерваторию. Дело в том, что его предки были известными жырау, а дед Нажимеден привил любовь к народной музыке, научил игре на домбре. Жумекен Сабырович великолепно исполнял кюи. Этому он даже посвятил книгу «Күй кітабы» («Книга о кюе»), изданную в 1967 году. Позже, в 2006-м, была выпущена одноименная аудиокнига, в которой собраны стихотворения о значении и величии кюя, исполненные деятелями искусства музыкальные композиции.
…Когда Жумекену было шесть лет, его отец ушел на войну, с которой не вернулся. Примечателен такой момент: провожая единственного сына на фронт, Нажимеден попросил его оставить отпечаток правой ступни и прикрыл это песчано-глинистое место казаном. Сюда старик приходил в моменты тоски по сыну. Спустя многие годы уже Жумекен пытался найти тот след отца, но время не оставило его.
Так вот, окончив 10-й класс, Жумекен, уже хорошо владевший искусством игры на домбре, поехал поступать в консерваторию, но ему это не удалось. Ни родственников, ни друзей в Алма-Ате не было. Помню его рассказ: «Остался без ничего, денег не то что на еду, на стакан воды даже не было. Решил напиться из арыка, благо вода в нем чистая. Вдруг сзади окликнул мужской голос: «Что делаешь, парнишка?» Оглянувшись, увидел офицера, позже узнал его фамилию – Ержанов. Рассказал свою историю, тот пригласил домой, а на следующий день, узнав, что возвращаться я не собираюсь и хочу поступать еще раз, посоветовал не терять времени зря и поехать по комсомольской путевке в Караганду, на шахту». Так Жумекен при поддержке совершенно незнакомого человека оказался среди угольщиков.
– И там тоже пригодился его талант…
– Да, он участвовал в самодеятельности, играл на домбре, читал стихи, благодаря чему был включен в состав группы, принявшей участие в концерте рабочей молодежи в Москве. Там сольно исполнил народную песню «Қараторғай». Талант молодого человека не остался незамеченным. Как говорится, мир не без добрых людей, вот и здесь свою роль сыграл председатель профкома по имени Аукебай. Как вспоминал Жумекен, он однажды сказал: «Уголь добывать есть кому, а тебе нужно заниматься творчеством», – и через год написал рекомендации и дал направление для поступления в вуз.
Так исполнилась мечта Жумекена. В тот период он женился на Насып Мустахкызы, с которой учился в одной школе, жизнь вроде стала налаживаться. Однако очередной поворот судьбы меняет ее размеренное течение – из-за болезни легких на третьем курсе пришлось оставить консерваторию. В 1959-м он перешел на работу редактором в издательство «Жазушы», где трудился до 1965 года. Если первое стихотворение было опубликовано в 1955 году, то сборник стихов «Балауса» увидел свет в 1961-м.

САМОРОДОК И ТРУДОГОЛИК

– Тот период был наиболее плодотворным, сборники публиковались едва ли не каждый год. Как рассказывают его коллеги и родственники, секрет в неимоверной трудоспособности, которой обладал Жумекен Нажимеденов. А в чем особенность его произведений?
– Не ошибусь, если скажу – во всем. Несмотря на свой молодой возраст, он стал настоящим явлением в мире казахской литературы. Самобытный, яркий, сложный. Свой стиль, свой взгляд – он был неповторимым и остается таким по сей день.
В литературе есть такое понятие, как философия мысли, философия духа. По признанию мировых критиков, этим пронизано творчество Достоевского. Скажу вам, в казахской поэзии такого уровня творения достиг Жумекен Нажимеденов. Народный писатель Кадыр Мырзалиев называл его своим наставником.
В 1970 году за книгу «Ұлым, саған айтам» он стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахской ССР. В те времена это была самая большая награда для молодых писателей до 35 лет. И, к слову, это была его единственная награда, полученная при жизни.
Жумекен Сабырович был очень требователен к себе, стремился расширять свои знания. В 1971–1973 годах он окончил Высшие литературные курсы при Московском литературном институте имени М. Горького. Тогда он всерьез занялся прозой, написав подряд три романа – «Ақ шағыл» (1973), «Кішкентай» (1975), «Даңқ пен дақпырт» (1977). Он описал жизнь в военные годы, то, что видел своими глазами. Знаете, а ведь глубокий смысл данных произведений до сих пор до конца не понят, эти труды еще не оценены по-настоящему.
Жумекен Нажимеденов обладал невероятным чувством юмора. Великий писатель Тахауи Ахтанов не зря говорил, что он проторил особый путь в казахской прозе благодаря своему чувству юмора, мастерству сатиры и даже сарказма.
После обучения в Москве вернуться на работу в Союз писателей Казахстана, где он до этого был литературным консультантом по поэзии, ему не удалось. Случайность ли это – рассудит время. До конца дней он проработал завотделом в издательстве «Мектеп». Как позже писатель признавался, в то время он пережил свой первый инфаркт, чему не придал особого значения.
– Насколько знаю, и в вашей жизни Жумекен Сабырович сыг­рал важную роль. Он с гордостью говорил, что выходец из его родного аула внесет достойный вклад в развитие литературы.
– О моем вкладе не мне судить, но для меня Жумекен Сабырович был и остается величайшим писателем. Признаюсь, я так и не осмелился показать ему свое первое стихотворение.
В Алма-Ату я приехал в 1981 году, в 25-летнем возрасте, с мечтой о работе в столице. Лично Жумекена Сабыровича не знал, поэтому с какой стати мне было идти к нему. Из Гурьева тогда приезжали с икрой и рыбой, вот и я с гостинцами, но, честно сказать, не знал, как ими распорядиться, даже не смог договориться о номере в гостинице, которые в те времена были, как и многое, в дефиците. Пришлось переночевать в парке на лавочке, а на утро пойти все-таки искать уважаемого земляка.
Жумекена Сабыровича нашел в издательстве «Мектеп». Он-то и поспособствовал с пропиской и трудоустройством. Тогда-то он и отметил важность того, что 30 лет спустя по его следам приехал в столицу парень из родного аула Кошалак. В те времена многие считали себя поэтами и писателями, но не каждый решился реализовать себя на столичном уровне. Бросить все, сорваться с насиженного места ради литературы – не каждый был способен.
И сегодня в своем творчестве я руководствуюсь принципами своих учителей – Жумекена Нажимеденова и Абди-Жамила Нурпеисова. Главное в литературе – не позволять себе халтурить.
После периода, связанного с прозой, Жумекен Нажимеденов вновь стал писать стихи. Но это был уже другой уровень, мастерство описания сравнимо с произведениями немецкого поэта и мыслителя Гете, глубина мысли – с творчеством американского поэта и публициста Уитмена, а структура – с поэзией Блока. Учитывая свойственное только ему философское восприятие, уровень его поэзии, а можно говорить и в целом казахской поэзии, поднялся на небывалую высоту.
В то время он перенес второй инфаркт, а за год до кончины, уже с надорванным сердцем, выпустил новый сборник стихов «Менің топырағым» объемом 18 печатных листов. Такой титанический труд – настоящий подвиг. И знаете, он как будто знал о своем скором уходе, этот сборник словно стал прощальным жестом. И слова из него высечены на надгробном камне…

СЛОВА, ЗАЖИГАЮЩИЕ СЕРДЦА

– Для всех нас главными словами стали строки Гимна Респуб­лики Казахстан, которые Жумекен Нажимеденов в 21-летнем возрасте написал на музыку Шамши Калдаякова.
– Здесь тоже не обошлось без Его Величества Случая или Руки Судьбы, как хотите называйте. Во время одной из встреч Шамши рассказал о написанной музыке и попросил Жумекена помочь со словами, которые буквально сами родились. Сначала появилась публикация в журнале «Мәдениет және тұрмыс», затем ее исполнила Жамал Омарова. Песня стала популярной в народе!
Песня обладает особой магической силой, причем, это касается как музыки, так и слов. Эта песня вдохновляет, ведет за собой, поднимает дух. Не случайно молодежь в 1986 году вышла на площадь, исполняя «Менің Қазақстаным» и «Атамекен».
В конце 2005 года Глава государства предложил вместо прежнего гимна использовать «Менің Қазақстаным». Нурсултан Абишевич­ внес поправки в текст с учетом требований времени. Официально новый гимн был впервые исполнен 11 января 2006 года на торжественной церемонии инаугурации Президента Республики Казахстан.
С тех пор фамилии Нурсултана Назарбаева и Жумекена Нажимеденова пишутся рядом со словами Государственного гимна. Интересно то, что в жизни они не встречались, хотя оба в какой-то период работали в Карагандинской области – один плавил сталь в Темиртау, второй добывал уголь для Казахстанской Магнитки. Через много лет их мысли пересеклись на бумажном листе словами песни «Менің Қазақстаным». Вот как распорядилась судьба!
Нужно отдать должное Елбасы, тонко чувствующему свой народ, ведь именно «Менің Қазақстаным» был до тех пор неофициальным гимном. И, к слову, смотрите, какова жизнь: Жумекен Нажимеденов написал стихотворения и романы, преисполненные философских размышлений и наблюдений, а признанным его творчество стало благодаря одной только песне «Менің Қазақстаным».
– При вашем непосредственном участии был издан сборник с одноименным названием.
– В 2010 году за сборник произведений «Менің Қазақстаным» Жумекену Нажимеденову была посмертно присуждена Государственная премия Республики Казахстан. Если в чем-то и есть моя заслуга, считаю это лишь своим долгом перед светлой памятью великого поэта. Это нужно нам, ныне живущим и будущим поколениям.
– Память о великом поэте и писателе запечатлена не только в словах, но и в камне. В его честь открыты скверы, его именем названы улицы.
– По праву потомки Жумекена Сабыровича им гордятся. В Курмангазинском районе, где он родился, его именем названы новые парк и площадь, его имя теперь носят село и школа. Установлены стела и обелиск, а в честь его 80-летия в Атырау планируется установить памятник. И в столице Астане есть улица, названная именем Жумекена Нажимеденова.
О нем снят документальный фильм «Жумекен», а также выпущена книга под авторством Марата Азбанбаева «Менің Қазақстаным – Жұмекен», в которой исследован путь поэта. В 2006 году увидела свет книга памяти «Жұмекеннің жүрегі» («Сердце Жумекена»).
К слову, опубликованы сборники переведенных на русский язык стихов: «Весенние ветры» (1969), «Мое рождение» (1982), «Тебе говорю, потомок» (1986), «Солнцеворот» (1994). В 2003-м в Санкт-Петербурге издано избранное соб­рание стихотворений и поэм под названием «Я есть». Жумекен Сабырович занимался переводами. В частности, он перевел на казахский язык произведения Лермонтова и Маяковского, Блока и Вознесенского, стихотворения и поэмы восточных писателей.
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что такие личности, как Жумекен Нажимеденов, являются гордостью казахстанцев.
– Вы правы, весь народ знает и уважает своих героев, в этом духе мы стараемся воспитывать молодежь. В этом залог успешного будущего: зная и уважая свои корни, почитая талант поэтов и музыкантов, подаривших нам и всему миру свои великие произведения, мы будем расти духовно, станем мудрее и сумеем преодолеть любые невзгоды.

kazpravda.kz