Станция «Гурьев». Приехали!

Накануне Дня железнодорожника в редакцию пришло письмо от семьи старейшего работника «железки» в Атырау Василия Горбунова. Его родные так и написали: «Для вашей рубрики, наверняка, будут интересны снимки, сделанные нашим дедом на старенький “Зенит”».

Мы «снабдили» фото некоторыми данными, интервью, и вот что получилось. 

На первом фото, которое нам попалось, снят железнодорожный состав «Гурь­ев-Аксарайская». Это сейчас в Аксарайск, что в Астраханской области РФ, можно попасть – если вы выбрали железнодорожный транспорт – на поезде «Атырау-Астрахань». Раньше конкретно на Аксарайск ходили прямые сос­тавы.

Между тем, именно благодаря появлению ж/д линии «Аксарайская – Гурь­ев», в 1974 году станция «Аксарайская», открытая, к слову, еще в 1907 году, стала узловой. У многих же атыраусцев сегодня при слове «Аксарайск» первым делом, конечно, перед глазами – таможенный контроль РФ, осуществляемый с 1992 года.

На «железке» Казахстана

…Немного истории. Развитие в Казахстане железных дорог в конце XIX и в первые десятилетия XX века не ограничивалось протяжёнными магистральными линиями; кроме них были пущены в эксплуатацию несколько веток, заходящих в пределы современного Казахстана из сопредельных волжских (Саратов — Уральск), уральских (Челябинск — Троицк — Кустанай), сибирских (Петропавловск — Боровое) и алтайских (Кулунда — Павлодар) земель.

Столицей Казахской ССР была в те годы Алма-Ата, расположенная на юго-восточной окраине Казахстана, и новые железнодорожные линии продолжали строиться как транзитные. Вслед за Ташкентской железной дорогой, связавшей Европейскую Россию с Ташкентом, уже в 1910-е годы стала строиться примыкавшая к ней Туркестано-Сибирская магистраль, призванная соединить Среднюю Азию с Сибирью. Она была пущена в эксплуатацию в самом конце 1920-х и дала современный транспорт Алма-Ате.

Третья пересекающая весь Казахстан железная дорога строилась в 1930-е — 1940-е. Эта магистраль – самая короткая из трёх – связала Западную Сибирь и Зауралье со Средней Азией. Она прошла почти по меридиональному (север-юг) направлению; начинаясь в Акмолинске/Целинограде/Акмоле/Астане, она примыкает к Туркестано-Сибирской железной дороге на станции Чу в нескольких сотнях километров западнее Алма-Аты.

К тогдашнему Акмолинс­ку в военные годы подвели железнодорожную линию от индустриального Урала (Магнитогорск), и до неё продолжили построенную ранее линию Транссиб (Петропавловск — Боровое). Как упоминает ru-railway, строительство Трансказахстанской железной дороги было связано во многом с началом промышленного освоения внутренних районов Казахстана, основанного на разработке месторождений полезных ископаемых Казахского мелкосопочника, прежде всего в районе Караганды.

Защитить ж/д мост в Гурьеве!

Тогда же по Западному Казахстану прошла южная часть Уральской рокады, соединившей новые и старые промышленные центры восточнее Уральского хребта с месторождениями полезных ископаемых в районе Актюбинска и Гурьева/Атырау. Строительство этой железной дороги было частью организации масштабного производства в тылу во время войны.

Как сообщает в своей статье «Город Гурьев в период Сталинградского сражения» историк С. Куаныш, 14 августа 1942 года в Гурьев прибыл 471-й стрелковый артдивизион для защиты железнодорожного моста через Урал. Советское командование считало: фашистов рано или поздно заинтересует этот стратегический объект, и они попытаются уничтожить его. Не уничтожили. Между тем, сколько из Гурьева было доставлено нашим фронтовикам продовольствия, вещей, материальных средств, и всё – по железнодорожной ветке!

Добавим, что в июле 1942-го­ за каких-то полмесяца  была построена железнодорожная ветка от Гурьева до нефтебазы.

«Мои дедушка и бабушка всю жизнь работали на железной дороге, – рассказывает Татьяна, внучка Василия Горбунова. – Дед всегда носил фуражку со значком железнодорожника. Но я тогда была маленькая, думала, что он – милиционер, и фуражка как у дяди Степы. Потом, повзрослев, стала иногда приходить к нему на станцию. Дед выполнял разные работы, был обходчиком вагонов, отвечал за исправность грузовых контейнеров. Сейчас вам рассказываю и понимаю – работа не из легких! А он всегда был веселым и не жаловался на трудности. Посмотрите на фото – везде всё с улыбкой, задором, позитивом».

…Основным объектом, введённым в строй после 1965 года, была транзитная железная дорога в Западном Казахстане (Астрахань/Аксарайская — Гурьев/Атырау — Бейнеу — Узбекистан), по кратчайшему маршруту связавшая железнодорожную сеть Европейской России и европейской части СССР с западной частью Средней Азии и долиной Амударьи. К этому моменту внутриказахстанские потребности имели уже гораздо большее значение в сравнении с предыдущими десятилетиями: эта линия обслуживает нефтяные месторождения в низовьях Урала и Эмбы (Гурьев/Атырау), было построено ответвление на Актау/Шевченко, обеспечившее высокопровозным транспортом быстро развивающийся промышленный комплекс Мангышлака.

Планировалось построить ещё одну железную дорогу, соединяющую Западный Казахстан и Центральную Россию по самому-самому короткому пути – от станции Бейнеу она бы продолжала линию из Узбекистана на северо-запад и подходила бы к станции Александров Гай в Саратовской области с юго-востока. Стройка в этих местах велась ещё в 1910-е — 1920-е годы (проект «Алгемба»), но была остановлена, и в конце 1980-х был построен участок от Бейнеу до Индера (посёлок Индерборский) на берегу реки Урал.

И напоследок о зданиях железнодорожных вокзалов. За всю историю нашего города их было два – первое здание находится в центре города, напротив кафе «Минутка» и является охраняемым на сегодня государством историческим объектом. А второе – то здание, с которого мы с вами время от времени отправляемся в путь по железной дороге. Вот на этом фото, взятом нами в соцсети «Одноклассники», явная встреча какого-то коллектива или человека. Знаете историю фотоснимка? Тогда пришлите ее нам: nadine-sh@mail.ru, и пусть о ней узнают и другие!

Надежда ШИЛЬМАН