Предвестник независимости

В дореволюционной казахской литературе видное место занимает творчество талантливого поэта Мурата Монкеулы. Родившийся 175 лет назад, он ушел из жизни в 1906 году в возрасте 63 лет.

Впервые о нем я услышал от своего деда. Он рассказывал, что когда на окраине аула в Тайсойгане (ныне Карабау, Каракол) появлялся Мурат Монкеулы, народ, оставив все дела, шел его встречать. Он смело пел о тяготах народа, притесняемого казаками. Скот, который кормил казаха, не пускали к реке Урал на водопой. Своими песнями вселял в сердца казахов веру в свободу и независимость.

«Заслышав, что едет Мурат Монкеулы, мы, еще дети, спешили ему навстречу, – рассказывал дед. – Он почти всю ночь, подыгрывая себе на домбре, читал наизусть народные поэтические сказания о батырах Камбаре, Кобланды, поэму «Ер таргын» и др.

Впоследствии его назовут «живым архивом» казахской поэзии. Например, многие стихи Махамбета к нам дошли благодаря            М. Монкеулы. С его уст были записаны стихи Махамбета, благодаря чему и вышла книга в Ташкенте в 1925 году. Составителем был Ыгылман Шореков.

Известен он еще как талантливый айтыскер. Среди его соперников были такие именитые айтыс­керы, как Жылкышы, Балораз, Жаскелен, Жантолы, Тыныштык, Таракат, Шолпан, Калнияз, Кашаган. Но все они признавали превосходство Мурата.

 Глубокий лирик, он слагал стихи о любви, о Родине, призывал к свободе и независимос­ти. Ему принадлежит полное любви поэтическое произведение «Кыз».

Мурат соединял искусство импровизированной песни с сочинением стихов. В них явно ощущается воздействие народной эпической традиции (поэма «Сарыарка»). Народная эпическая традиция сильна и в другой лучшей поэме «Үш қиян».

Учителем Мурата был Кара Есет. С юных лет Мурат пристрастился к домбре и обнаружил незаурядный талант импровизатора. Часто посещая аул акына Кара Есета, Мурат многому научился у этого мастера айтыса, известного акына-сказителя и создателя импровизированных песен. От Кара Есета он услышал и частично перенял эпические сцены. Разъезжая с талантливыми людьми, а затем один по аулам Дендера и Тайсойгана, Мурат осваивает богатство народно-эпической и акынской традиции.

Мурат Монкеулы родился в  семье батрака в Тайсойгане (Карабау, Кызылкогинский район), рано остался сиротой, чтобы прокормиться, батрачил. Рано познал несправедливость существовавшего строя. С юношеских лет он объявил ему беспощадную войну. С 12 лет его признают в народе акыном, в 13 лет он уже известен как одаренный акын, слагающий импровизированные песни. Его репертуар, как и у большинства акынов, слагается из бытующих в народе произведений и собственных импровизированных песен. По складу своему Мурат был эпическим певцом, но в народе любили обличительные песни о муллах, баях, ходжах, где Мурат высмеивал человеческие пороки. Их слушали и почитали простые люди кызылкогинских, индерских, ­гурьевских степей.

Поэзия Мурата Монкеулы раскрывает духовный мир человека, постигающего красоту родной природы, осознающего противоречие бытия, но мудро и мужественно противопоставляющего им духовные и чувственные силы. Даже в трудные годы не утрачивает Мурат своего нравственного здоровья, не становится пессимистом. Оригинальная зоркость взгляда на мир поражала исследователей-литераторов. Эволюция Мурата Монкеулы шла параллельно с возмужанием его поэтического таланта, параллельно с нарастанием разногласий взглядов. Обладая аналитическим складом ума, усиливавшим историзм художественного мышления, он одновременно ощущал и трагическую противоречивость казахской действительности. Закономерно, что путь Мурата поэта отмечен впоследствии глубочайшими противоречиями, срывами и сомнениями. Были моменты, когда говорили, что «Шортанбай и Мурат Монкеулы – поэты-пессимисты», но только потому, что Мурат искренне, просто и задушевно писал о большой и человеческой любви к жизни в момент крутого социального перелома в Казахстане. Поэзия его является картиной художника промежуточного времени, потерявшего точку опоры, ищущего ускользающее «между». Постепенно все явственнее пробивался в его произведениях голос мыслителя и гуманиста, который, пережив многое на своем веку, мечтал о времени подлинного осуществления идеалов свободного труда, времени освобождения человека от рабства, суеверия и религиозной темноты.      

Но особенно ярко дарование Мурата проявляется в жанре «терме» (искусство пения речитативом). Это произведения «Өлім», «Үзік терме», «Қыз», «Әттең, бір қапы дүние-ай!», «Жалғаншы фәни жалғанды» и другие.

Исследователи казахской литературы Халел Досмухамедов, Ығылман Шөреков, Сабит Муканов, Ыскак Дуйсенбаев, Берик Коркытов, Кырыкбай Бекбаев, Кабиболла Сыдиыков, Гарифолла Анес, Аманкос Мектепов, Муратбек Божеев и другие широко освещали Мурата Монкеулы как поэта-трибуна казахского народа.

Перечитывая Мурата Монкеулы, мы еще раз отдаем должное нравственному величию и красоте казахской литературы. То богатство, которое нес в своей душе и вложил в свои произведения этот несомненно талантливый поэт казахской литературы, сохранено и воплощено им в неповторимую форму. Оно вышло из народа и предназначено для него, для будущего нашей страны.

Аманкос КАРЖАУБАЕВ,

 профессор АГУ имени

Халела Досмухамедова