«Обида казахов»

В процессе исследования вопросов независимости нашего государства важную роль играет историческая практика деятелей движения Алаш. Освободительная борьба, имевшая место в XIX веке в казахской степи, оказала огромное влияние на образованную часть казахского народа.

В начале ХХ века стояла задача освобождения Казахского общества от колониализма, тяжелого кризиса, поиска своего пути развития. Реализацию данных задач взяла на себя отдельная социально-политическая сила – начальное звено национальной интеллигенции.

Ахмет Байтурсынов (1873-1937) был ученым, исследователем литературы, тюркологом, духовным вождем казахской интеллигенции.

В статье А. Байтурсынова «Обида казахов» («Қазақ өкпесі») видно, что исторические события он рассматривает объективно с точки зрения науки. В трудах «Сорок примеров» («Қырық мысал»), «Комар» («Маса»), «Ответное письмо» («Жауап хат») для господина Жанши Сейдалина, «Открытое письмо» («Ашық хат») для Кажи Досмаила, «Война нынешнего врменин» («Бұл заманның соғысы») четко прослеживаются думы, переживания и мысли Байтурсынова.

Ученый много размышлял, рассуждал о том, почему развалилось Казахское ханство, в чем причина того, что мы не смогли сформировать отдельное государство, как стал возможным российский колониализм, каковы пути освобождения.

«Всем понятно, что нужно казахскому народу: мы народ отсталый, надо идти вперед, быть наравне с другими. Для того, чтобы не отставать от других, мы должны быть образованными, богатыми и сильными. Чтобы быть образованным, надо учиться, чтобы быть богатым, нужна работа, чтобы быть сильным – единство. Мы должны стремиться достичь всего этого». Именно он, Ахмет Байтурсынов, впоследствии стал одним из лидеров движения Алаш.

Наравне с Ахметом Байтурсыновым свои переживания о народе на страницах печати выражал Алихан Бокейханов (1866-1937).

В своей статье «Алаш ұлына» («Сыну Алаша») он обращает внимание на национально-освободительную борьбу. «Настало утро независимости. Еще вчера мы были рабами, а теперь мы равные. Наша мечта исполнилась. Беспощадная власть попала в яму, которую они сами и вырыли. Воины в течение сотен лет вели беспощадную войну за свободу, были повешены, гибли под пулями, их скот был разграблен, но, несмотря на все это, их становилось больше».

Творчество Миржакыпа Дулатова (1885-1935) пришлось на период национально-освободительной войны казахского народа. В статье «Наша цель» Дулатов пишет: «В первую очередь казахский народ является зависимым от России. Его бесправное положение задевает честь и самолюбие. Сколько людей, переживающих за свой народ, побывали в Петербурге, обивали пороги министерств, тратили бессчетное количество денег на это. Ни один министр не счел нужным прислушаться к их просьбам. А сегодня чиновники, стражники, урядники, избранные этими же министрами, отправляются в казахские степи, чтобы реализовать их политику».

Исследователи отмечают тесную связь творчества Дулатова с борьбой народа за свободу и независимость. Его первое объемное произведение – это книга «Проснись, казах!», вышедшая в 1909 году в городе Уфе. Еще одна его книга «Азамат» в 1914 году была издана в Казани. В 1915 г. в Оренбурге был издан сборник «Терме».

Жусипбек Аймауытов (1889-1931) – выдающаяся личность, видный писатель, яркий представитель казахской интеллигенции. Он перевел труды историка Покровского «История восстания», «История России», собирал важные сведения о национально-освободительном движении до Октябрьского восстания.

Все они начинали разными путями, у каждого своя биография, свой путь познания, но они пришли к единой цели – объединившись в движение «Алаш», первыми предприняли серьезные политические и организационные шаги к современному национальному демократическому государству.

Лескали БЕРДИГОЖИН,

доктор исторических наук, профессор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова