Новое время нового человека

В традиционных обращениях Главы государства казахстанцы всe чаще слышат ссылки на новые цивилизационные веяния, привычными становятся знакомые ранее немногим такие понятия, как «Четвертая промышленная революция», «цифровая экономика», «умные города», «умная нация», «человеческий капитал».

 

Человеческий капитал – явление уникальное: качества, навыки, способности и знания человека воплощены в его личности, их нельзя отнять или передать из рук в руки, отделить от него самого. То есть знания, профессиональная подготовка, практический опыт – это наше достояние, которое зависит от нашего упорства, целеустремленности, потраченных усилий, денежных затрат.

Но это вложения не только самого человека или его семьи, это также расходы государства, заинтересованного в развитии национального человеческого капитала и его продуктивности.

В Послании Президента Казахстана определен механизм формирования человеческого капитала на ближайший период – инвестиции в образование, в здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье народа (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание), в улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника, в содействие здоровому образу жизни (питание, спорт) и др.

Прежде всего это создание собственной передовой системы образования, ориентированной на непрерывное обу­чение в течение всей жизни человека; реформирование всех ступеней образовательного процесса (дошкольного, среднего, высшего, послевузовского образования, системы повышения квалификации; внедрение новых программ, учебников, стандартов и др.).

Обновленная образовательная сфера позволит формировать кадры, способные адаптироваться к непрерывной смене технологий, возвращаться в разных формах в образовательный процесс на протяжении своей карьеры, спокойно воспринимать необходимость неоднократно менять место работы, ее профиль в связи с требованиями рынка труда и пр. В Послании поставлена цель: «Интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду».

Триязычие, цифровые образовательные ресурсы, бесплатное профессионально-техническое образование для всех, сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов, развитие вузовской науки и участие молодых ученых в совместных проектах с зарубежными университетами, исследовательскими центрами, крупными предприятиями – можно позавидовать молодому поколению, их интересной и насыщенной жизни.

 Атырауский университет нефти и газа уже сегодня работает над созданием материальных и духовных ресурсов, соответствующих требованиям обеспечения качественного образования в условиях индустриально-инновационного развития страны. Созданы новые учебные лаборатории, например, «Виртуальное месторождение», «Виртуальный нефтеперерабатывающий завод», привлекаются отечественные и международные стратегические партнеры и инвесторы. Реализуется кампусная модель развития вуза. Активизируется научная и инновационная деятельность преподавателей и студентов. Воспитательная система университета через многочисленные студенческие структуры, клубное и волонтерское движения, поддержку студенческих инициатив и стартапов ориентирована на развитие культурно-нравственных, интеллектуальных, организационно-предпринимательских качеств выпускников.

Без инвестиций в человека обеспечение конкурентных преимуществ нации невозможно. Но все эти текущие издержки повысят квалификацию, дееспособность работников, результативность труда и многократно окупятся в будущем.

 

Людмила САДЫКОВА,

заведующая кафедрой Ассамблеи

народа Казахстана Атырауского

университета нефти и газа