Не гоните «железного коня» | Общественно-политическая газета Атырауской области

Не гоните «железного коня»

Водителей – хамов, отличающихся агрессивным поведением за рулем, на наших дорогах стало больше. И каждый раз, оказываясь на дороге, убеждаюсь в этом. Лихачество превратилось в излюбленное занятие атырауских шоферов. Жуткий скрип колес автомашин, резко срывающихся с места, рвущаяся из динамиков магнитолы ритмичная музыка – реалии нефтяной столицы. В такие моменты задаюсь вопросом: «Куда летит-то?». На встречу. Со Смертью.

 Ихоооооооо

Полицейские заявляют, что ситуация с дорожной безопасностью стабилизируется. Так, недавно на отчетной встрече с населением республики глава МВД РК подчеркнул, что стабилизации уровня аварийности на дорогах способствовало выполнение комплекса мер, в том числе и законодательных. В соответствии с Законом «О дорожном движении» проработаны Правила дорожного движения, в Административном кодексе усилена ответственность за правонарушения, которые являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий.

Но аварии продолжаются. Только за пять месяцев нынешнего года в нашем регионе в 93 дорожно-транспортных происшествиях погибло 12 человек, 112 получили телесные повреждения различной степени тяжести. Недавно на астраханской трассе в страшной аварии при столкновении двух легковых автомобилей погибли пять человек, среди них ребенок. Еще три пассажира обеих машин получили тяжелые телес­ные повреждения. Причину трагического происшествия установит служба дознания полиции, но, несмотря на все последующие выводы и заключения, погибших уже не вернешь.

В прошлом году за аналогичный период в 101 ДТП погиб 21 житель Атыраус­кой области, 125 получили различные травмы. Такая вот страшная статис­тика. Большая часть аварий происходит с участием персональных легковых автомобилей.

– С чем связаны дорожно-транспортные происшест­вия на дорогах региона, – интересуемся у начальника отделения надзора за дорожным движением Местной полицейской службы ДВД Атырауской области майора полиции Кайрата Абдыгалиева. – Может, с качеством «серых полотен», или состоянием автомобиля?

Как выяснилось, основная причина – несоблюдение правил дорожного движения.

– Дело в людях, сидящих за рулем «железных коней». Причина большинства аварий в превышении скорос­ти дорожного движения, выезд на полосу встречного движения, в несоблюдении дистанции между автотранспортными средствами, – поясняет Кайрат Абдыгалиев. – Например, выезд на полосу встречного движения в большинстве случаев такая категория нарушений, к которой относятся дорожные инциденты с особо тяжелыми последствиями. Несом­ненно, здесь превалирует человеческий фактор.

С этим трудно поспорить. Один мой знакомый, который давно помахал рукой молодости, водит автомобиль бесшабашно и на большой скорости. От страха буквально вжимаешься в спинку сиденья, и пот начинает предательски стекать пауком. Периодические увещевания, типа «а почему бы тебе не ездить осторожно, это очень опасно», как об стенку горох.

– Какой же водитель не любит быстрой езды, – в ответ только залихватское объяснение. И, нажимая на педаль газа, восклицает протяжно: – «Ихоооооо».

 Три «Д» правильного водителя

Часто все шишки за ситуацию на дорогах валятся на учебные курсы по подготовке водителей. Мол, там плохо учат водить машину, отсюда все недочеты.

– Чему тут удивляться, такое качество подготовки в учебных центрах, да еще водительские права продают как горячие пирожки, – высказывается водитель с 30-летним стажем Жанибек У. – Я езжу по правилам три «д» – дай дорогу дураку. Таким ничего не докажешь, даже если нарушают, лучше пропустить.

– На водительских курсах попросту халтурят, посмотрите на молодых водителей, поворотники не включают, поворачивают так, как им удобно, а не по правилам, – доказывает другой шофер.

Вместе с тем руководители учебных центров считают, что свою работу они выполняют профессио­нально, но экзамены ведь принимают в полиции, она же и дает разрешение на управление автотранспортным средством.

– Нечего валить все на учебные центры и продажность полиции, что за деньги на все закроют глаза, – горячится еще один водитель. – Все зависит от самого водителя, его гражданской ответственнос­ти. Какой резон ему выезжать на дорогу и при этом не знать, как двигаться дальше, как действовать при той или иной дорожной ситуации? Только глупые люди могут так поступить.

Технике вождения можно научить любого человека. К слову, в других регионах прием экзаменов на знание правил дорожного движения осуществляется в специализированных ЦОНах. У нас тоже будет такой ЦОН. На недавнем отчете перед населением лично пообещал министр внутренних дел республики.

А как быть с психологической составляющей? Может, курсы по психологии для водителей открыть? На курсах вождения нет возможности «промыть мозги» потенциальным любителям ездить с ветерком? Ведь автотранспорт – объект повышенной опасности, и, к сожалению, не все молодые, и не только, водители учитывают этот фактор.

По мнению врача одной из атырауских клиник Марины Мудренко, общее напряжение многих водителей связано с ритмом жизни, подчас нестабильностью, переживаниями. Они мало отдыхают, мозг занят тем, где бы заработать. Это повышает тон агрессии, все это отражается на поведении за рулем.

– Почему во время управления автомашиной по телефону нельзя разговаривать? Это совсем не связано с тем, что водитель держит телефон. Дело в том, что в этом случае его мозг переключен на другое действие, а не на дорогу, внимание рассеивается, – поясняет врач Марина Муд­ренко. – Если у человека есть общая эмоциональная нестабильность, вызванная переживаниями, например, как бы работу не потерять, да еще при этом кто-то создает аварийную ситуацию, подрезает, он теряет контроль со всеми вытекающими отс­юда пос­ледствиями.

…Вечер. Спешу домой. Светофор дружелюбно моргнул зеленым глазом. Осторожно ступаю на «зебру» и вдруг буквально в шаге от меня стремительно пролетает машина. Мысленно перекрестившись и понимая, что мне сегодня повезло, как обычно обращаюсь в никуда: «Ну, куда же ты летишь, водитель?»

 Светлана НОВАК