НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ И ОПЫТА

Народная педагогика впитала в себя всю мудрость народа с глубокой древности. В период Казахского ханства в ней нашли отражение думы и чаяния народа, его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, воспитании подрастающего поколения. Передаваемые из поколения в поколение поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, декоративно-прикладное искусство составляют бесценное богатство педагогической культуры казахов. В период Казахского ханства господствовали патриархально-родовые отношения, казахи занимались преимущественно кочевым скотоводством.

За несколько веков жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека, в частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме. Дословно он переводится так: «Настоящий джигит имеет 8 граней качества и способен хранить тайну», т.е. человек должен обладать следующими качествами: умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкость в беде, смелость в боях, знание генеалогии своего рода, поэтическое дарование, находчивость и остроумие, владение техникой верховой езды.
Кочевой образ жизни требовал воспитания выносливых, физически сильных людей, находчивых предводителей, умеющих адаптироваться в любых условиях. Существовавшая родовая разобщенность требовала воспитания таких представителей рода, которые умели бы защитить интересы сородичей благодаря своим знаниям, остроумию и красноречию, которые были бы способны противостоять посягательствам враждебных племен.
При Казахском ханстве особое внимание обращалось на воспитание физически крепких и выносливых подростков. Их учили приемам рукопашного боя, владению мечом и саблей, учили сражаться копьями, пиками.
В условиях отсутствия и крайней недостаточности общественных просветительских учреждений воспитание подрастающего поколения опиралось на народную педагогику и главным образом в семье.
На поговорках, пословицах и изречениях мудрецов учились и воспитывались представители не одного поколения, более того, некоторые пословицы становились девизом жизни великих людей при Казахском ханстве. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу. В преобладающем большинстве в них воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к земле, Родине, беспредельная отвага и борьба со злом, трудолюбие, мастерство, справедливость, верность в дружбе и творчестве и многое другое.
В творческом наследии акынов Шалкийза, Доспамбета, Бухара и других предлагаются разные методы воспитания — личный пример, убеждение, приучение, требование, просьба, совет и многое другое.
Материальное и духовное богатство казахского народа оказывало огромное влияние на представление народа о его воспитании, на формирование народной мудрости. Это видно в импровизациях таких акынов, как Асан Кайгы, Казтуган, Дулати, Жалаири и других. Таким образом, материально-духовные ценности, созданные народом в период становления Казахского ханства, творчество поэтов и мыслителей явились питательной средой для формирования представлений народа о гуманизме и о народном идеале. Это видно у Умбетай-жырауша, Махамбета, Суйинбая и Кашаубая, в их высказываниях. Свою воспитательную роль имели даже национальные музыкальные инструменты. Казахская домбра была голосом сердца народа. Известные акыны, например, Мурат Монкеулы и другие, аккомпанировали своему собственному пению. Если вспомнить наследие Мурата Монкеулы «Сарыарка», «Уш Киян», «Карасай — Кази», то чувствуется, что он продолжал традицию акынов Жиенбета, Актамберди, Шал акына и Дулата Бабатайулы и других. Все они жили в период становления Казахского ханства.
Айтыс исполняется под домбру. И это практикуется до сих пор. Прикладное искусство при Казахском ханстве представлено национальными орнаментами и узорами на ковровых изделиях, в методике художественной резьбы по дереву и металлической ковкой. Произведения прикладного искусства отличались большим художественным вкусом, национальным колоритом и высоким мастерством исполнения.
Взаимосвязь казахской народной педагогики с психологией отличается своим богатым содержанием. Это наглядно демонстрируется в многочисленных фольклорных материалах. Сюжетное построение и своеобразие звучания детских стихов, сказок, изложенных методом повторения, свидетельствует о том, что при создании этих устных шедевров строго учитывались психологические особенности детей разного возраста.
Чтобы с малых лет развивать у детей интеллектуальные и физические возможности, народ специально придумывал и создавал казахские народные игры. Семья продолжает играть главную роль в формировании личности. Умение слушать и умение пересказать услышанное вырабатывается и формируется у детей на основе различных по содержанию сказок, загадок, детских игр.
Вне сомнения, народная педагогика в годы Казахского ханства, уходящая корнями в глубокое прошлое, имеет большую перспективу и в будущем при условии развития и углубления имеющегося богатого опыта народа.

Аманкос КАРЖАУБАЕВ,
профессор кафедры педагогики и психологии АГУ
имени Х. Досмухамедова