Лебедь, Рак  и Щука

На ум сразу пришла именно эта басня Крылова, когда на заседании в городском акимате рассматривался вопрос о наружной уличной информации и рекламе. Да-да, на повестке дня – правильное оформление названий кафе и магазинов, ресторанов и указателей с учетом норм Закона «О языках в Республике Казахстан».

По развернутой информации, подготовленной руководителем городского отдела культуры и развития языков Акылбеком Рыскалиевым, стало ясно, что определенная работа в этом направлении ведется. Но сейчас не об этом. А о том, что законодательство Казахстана как нарушалось, так и продолжает нарушаться. Государственный язык игнорируется. Например, в сети ресторанов KFS по всему Казахстану, в том числе и в Атырау, меню, ценники и прочая атрибутика исключительно на английском и русском языках. Ни слова на казахском!

Да что кафе! Даже государственные поликлиники, и те ведут делопроизводство и оформляют вывески на кабинетах только на одном русском языке. Например, юрист городской поликлиники №1 (а значит обученный человек с дипломом на руках), оказывается, знать не знал, что визуальная информация должна вестись как минимум на двух языках, причем название на государственном языке должно быть указано первым.

И таких примеров и нарушений по городу более чем достаточно.

Но чиновники, ответственные за то, чтобы не допускать подобных фактов, казалось, узнали о них лишь накануне. По крайней мере у нас сложилось впечатление, что председательствующий на заседании заместитель акима г. Атырау Полымбет Хасанов знакомился с данными о визуальный информации и рекламных вывесках на территории г. Атырау тут же, в ходе мероприятия, лишь краем глаза посматривая на монитор ноутбука. Он жаловался, что до обеда ему надо провести три совещания, и он физически не успевает. Поэтому визуальную рекламу «пролистали» в авральном режиме за 40 минут. Наверное, некогда возиться с такой мелочью, как какие-то вывески. А может, власть не обращает внимания на такие моменты, потому что передвигается по городу преимущественно на служебных машинах… Между тем визуальная информация – это не просто названия или указатели. Они имеют и образовательное значение, приучают предпринимателей, тех, кто это заказывает, и тех, кто это исполняет, к ответственности. И потом, это закон, требующий неукоснительного исполнения. Но это идет вторым пунктом. А первый пункт – отношение самих проверяющих к этой проблеме. Все прикрываются мораторием на проверку субъектов малого и среднего бизнеса. Тогда что делает прокуратура?! Возможно, тут и кроется мораль басни Крылова: «А воз и ныне там».

Марина КУАНЫШЕВА

Фото: dailynews.kz