Кошелек без нефтяных денег

Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем очередном Послании «Третья модернизация Казахстана — глобальная конкурентоспособность» сделал уклон в экономическую сторону, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике в формировании новой модели роста экономики. В условиях замедления мировой экономики и низких цен на сырьевые товары, бюджетная политика будет направлена на сохранение устойчивости государственных финансов, жесткую экономию бюджетных средств и повышение эффективности государственных расходов.

В связи с этим мы попросили руководителя департамента государственных доходов по Атырауской области Мади ТАКИЕВА разъяснить, как решаются в этой ситуации вопросы бюджетной сферы и другие, касающиеся расширения налоговой базы в нашем регионе, в частности.

— Мади Токешевич, в глобальной экономике происходят глобальные изменения, цены на энергоресурсы падают. Если учесть ценовые колебания на энергоносители, то какая складывается ситуация с пополнением бюджета региона, страны? Ведь от этого зависит выполнение социальных программ, строительство школ, больниц…

— Снижение стоимости сырой нефти отражается на количестве средств, поступающих в Национальной фонд республики. Если в 2014 году Атырауская область перечислила в Национальный фонд 2 трлн. 395 млрд. 352 млн. тенге, то в 2015 году, когда нефть упала в цене, — уже 1 трлн. 354 млрд. 675 млн. тенге, а в 2016 г. — 1 трлн. 407 млрд. 278 млн. тенге.

Вместе с тем, динамика поступлений в государственный бюджет имеет положительную тенденцию. В 2014 году госбюджет от Прикаспия поступило 625 млрд. 622 млн. тенге, а в 2016 году — 815 млрд. 163 млн. тенге. Поступления в бюджет области увеличиваются из года в год. В 2014 году — 142 млрд. 696 млн. тенге, в 2015 году — 160 млрд. 72 млн. тенге, в 2016 году — 211 млрд. 904 млн. тенге.

— Получается, не только за счет нефти можно получать большие налоги? За счет чего стал возможным значительный прирост налогов в бюджет региона?

— Это результат проведения ряда налогового администрирования. С помощью автоматизированного и ручного камерального контроля по НДС и корпоративного подоходного налога взыскано в бюджет 5223,5 млн. тенге. Помогла отработка контрагентов лжепредприятий, налогоплательщиков, и в бюджет поступило еще 409,6 млн. тенге.

По результатам администрирования нерезидентов, недропользователей и крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, в бюджет взыскано 995,7 млн. тенге. В рамках администрирования налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим (СНР) по запускам ручного и автоматизированного камерального контроля по СНР, а также по камеральному контролю ИПН взыскано 1394,4 млн. тенге и т.д.

В целях обеспечения сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития продолжится решение задач, определенных Концепцией новой бюджетной политики. В том числе обеспечение макроэкономической стабильности, концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, повышение эффективности использования бюджетных средств.

— Как это будет делаться?

— Дальнейшее реформирование системы налогообложения предусматривает изменение специальных налоговых режимов с обязательным введением налогового учета доходов и расходов, совершенствование системы налогообложения недропользователей, отмену неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО, решение отдельных вопросов по плате за эмиссии в окружающую среду и др.

Будет продолжена работа по совершенствованию акцизной политики и повышению конкурентоспособности налогового законодательства Республики Казахстан в условиях Евразийского экономического союза и вступления Казахстана в ВТО.

— Вы говорите про реформы системы налогообложения, а они коснутся непосредственно большого «кошелька» под названием Нацфонд? Будет ли Атырау перечислять меньше средств?

— Основными задачами среднесрочной фискальной политики являются стабилизация активов Национального фонда и недопущение его сокращения, обеспечение сбалансированности бюджета, снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов. Политика использования Национального фонда в средне- и долгосрочной перспективе будет направлена на сокращение его использования для финансирования расходов бюджета.

В соответствии с новой Концепцией формирования и использования Национального фонда, принятой в декабре прошлого года, размер гарантированного трансферта будет поэтапно, в течение 2018-2019 годов, сокращен до 2 трлн. тенге с 2020 года.

— Не получится ли так, что сокращение размера трансфертов из Национального фонда будет накладывать на государственную казну финансовые ограничения, уменьшения выделения средств на какие-то важные проекты? Например, нужны колоссальные средства на дноуглубительные работы, от которых в значительной части зависит развитие рыбного хозяйства региона. Дороги надо строить…

— Бюджет должен быть сбалансирован, чтобы, как вы говорите, не уменьшались средства на социальные проекты. Будет обеспечиваться за счет принятия мер по укреплению доходной части и оптимизации и рационализации расходов. В рамках налоговой политики будут приниматься меры по стимулированию роста доходов от не нефтяного сектора. Важными направлениями проводимой оптимизации бюджетных расходов является повышение эффективности реализации программы индустриального развития, мер субсидирования и передача предприятий с государственным участием в конкурентную среду.

Несомненно, обеспечение сбалансированности бюджета и снижение зависимости республиканского бюджета от нефтяных доходов бюджетная политика будет формироваться исходя из постепенного снижения не нефтяного дефицита в 2020 году до 7,0% и в 2025 году — до 6,0% к ВВП. Достижение данных целевых значений будет обеспечиваться за счет гибкого управления дефицитом бюджета и правительственным заимствованием. В республиканском бюджете на 2017-2019 годы запланировано снижение дефицита бюджета с 1,2% к ВВП, в 2017 году — до 1% к ВВП в 2018-2019 годах.

— В значительной части на развитие региона, страны влияет работа банков. Вместе с тем, набила оскомину тема кредитования предпринимательства, атырауские бизнесмены часто жалуются на слишком высокие проценты, кредиты «кусаются». Как в таких условиях бизнесу развиваться?

— Конечно, для массового развития предпринимательства ставки кредитования банков должны снижаться, их надо сделать так, чтобы они были доступными для каждого. Должны развиваться и другие секторы финансового рынка. Нужно дать возможность населению вкладывать свои сбережения в различные виды ценных бумаг. Поясню, что политика развития финансового сектора будет направлена на антиинфляционные меры, активизацию отечественного фондового рынка и ускорение расчистки балансов банков от плохих кредитов. В настоящее время ситуация с неработающими займами банков (NPL), которые на 1 января 2017 года снизились до 6,7% от ссудного портфеля, находится под постоянным контролем Национального Банка. Также запланировано проведение более глубокой и тщательной диагностики ссудного портфеля, в том числе с использованием лучших международных подходов и практик. Результаты позволят оценить уровень имеющихся рисков в банковском секторе, в том числе состояние банковских активов, платежеспособность банков и степень их устойчивости, а также выстроить необходимые корректирующие надзорные действия, включая оздоровление и обеспечение докапитализации, источником которых должны стать средства акционеров/инвесторов.

— Очень часто деньги и коррупция идут рядом. Пока еще в противодействии такой болезни общества мы не одержали победу. Предприниматели области жалуются на непрозрачную систему государственных закупок. Когда же не будет поводов для жалоб?

— Глава государства отметил, что благодаря Плану Нации мы сделали конкретные шаги по существенному снижению уровня коррупции в стране. При этом борьба с коррупцией может быть действительно эффективной, если участие в ней примут все, без исключения, члены общества. Также отмечено, что сферой наибольших нарушений, к сожалению, остается система государственных закупок. В реализацию нового закона о госзакупках, принятого по поручению Президента, введены механизмы, обеспечивающие прозрачность проведения государственных закупок, создан веб-портал, предоставляющий доступ к электронным услугам, действует единый организатор госзакупок. С 1 января 2017 года при совершении и исполнении договоров о государственных закупках поставщики товаров и услуг в обязательном порядке выписывают счета-фактуры в электронной форме.

Хочу отметить, что в Атырауской области в прошлом году оказано порядка 505 587 государственных услуг, из которых количество электронных обращений через порталы «электронного правительства» и ведомственного Комитета государственных доходов составило более 388 400.

— В Атырау не прекращаются факты создания лжепредприятий, а такая контора является лазейкой для проворачивания своих махинаций, хищения денег коррупционерами…

— Мы как раз в повседневной деятельности одним из направлений антикоррупционной работы определили выявление и сокращение теневой экономики, принятие мер финансового контроля, особое внимание уделяется выявлению и пресечению лжепредпринимательства. Наши сотрудники контролируют поступления от участников инвестиционных проектов и поступления таможенных платежей и налогов, уделяя особое внимание выявлению и пресечению лжепредпринимательства. В рамках повышения качества работы по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений на ранних стадиях в отношении контрагентов, имевших взаимоотношение с лжепредприятиями, проводится сбор оперативной информации, ведется анализ, мониторинг актов налоговых проверок.

— Что представляет собой теневая экономика?

— Теневая экономика — это та деятельность, при которой производители предпочитают не декларировать часть или весь их доход в целях уклонения от уплаты косвенных или прямых налогов. Или они нарушают трудовое законодательство или иммиграционный порядок, осуществляя неучтенный наем труда, или принимают решение функционировать без официального разрешения во избежание длительных и дорогостоящих бюрократических процедур.

В рамках работы по реформированию налоговой системы планируется совершенствование механизма взимания косвенных налогов и оптимизация действующих специальных налоговых режимов с обязательным ведением учета расходов и доходов.

Так, в целях совершенствования механизмов взимания косвенных налогов предлагается реформирование системы администрирования НДС и совершенствование информационных систем органов государственных доходов путем обязательного применения электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС. Кроме того, использования данных уполномоченных государственных органов для пресечения обнальных схем, а еще интеграции информационных систем налоговых и таможенных органов.

— Какой должен быть результат совершенствования механизмов налоговой политики?

— Прозрачность налоговой системы, снижение уровня ненаблюдаемой экономики и неформальной занятости. Так что, работы предстоит очень много.

Светлана НОВАК