Чем заменят КСК?

Казахстан на пороге очередной жилищно-коммунальной реформы. Вы не слышали? Разговоры об этом начались не так давно, в конце прошлого года. Чем же предлагают заменить существующие КСК, какими новыми функциями хотят наделить новые объединения жильцов и как это может повлиять на качество обслуживания жилого фонда в казахстанских городах? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались найти в беседе с заместителем председателя Ассоциации КСК г. Атырау Людмилой Шароватовой.

КСК на ОСИ

Так, на интернет-портале «Krisha.kz» был опубликован обширный материал об изменениях, которые могут произойти в сфере ЖКХ в республике уже летом 2018 года. В частности, сообщается, что в жилищном законодательстве самым революционным предложением для жителей страны выдвинута планируемая ликвидация КСК и организация чуть ли не в каждом жилом доме ОСИ – объединения собственников имущества. Конечная цель: ликвидация диктата председателей КСК и непрозрачности в сфере распределения денежных средств, поступающих от жителей многоквартирных жилых домов. Кроме того, предлагаемый принцип «один дом – одно ОСИ» должен, по мнению разработчиков законопроекта, сократить издержки в содержании жилья в виде заработной платы председателя КСК и аппарата управления объекта конодоминиума.

 Руководители пресловутых ОСИ должны избираться собственниками квартир в каждом жилом доме. А если первое лицо не выбрано в течение месяца, то это право переходит к жилищной инспекции, которая вроде как на тендерной основе выберет наемного менеджера. Стоит подчерк­нуть, роль руководителя ОСИ теперь сводится чисто к технической, на него возложат подготовку материалов для собраний и голосований, размещение протоколов собраний в новой информационной системе ЕИС ЖФ и ЖКХ (Единая информационная система жилфонда и жилищно-коммунального хозяйства, по типу базы данных ЦОНов), а также заключение договоров с сервисными фирмами. Иначе говоря, это будут номинальные боссы.

Многие функции, как становится понятно, плавно перейдут в ведение жилищных инспекций акиматов городов. Репрессивными, на наш взгляд, выглядят поправки, отменяющие действие ­статьи о правах КСК объединяться в альянсы и союзы, лишая их права выдвигать перед Правительством предложения об улучшении качества своей работы, подавать иски от лица хозяев квартир. Кроме того, возможно исключение нормы о праве жильцов менять форму управления кондоминиумом, и введении запрета на вступление в другие ОСИ или кооперативы. Некое «крепостное» жилое право. Но, скорее всего, ПК (потребительские кооперативы) и кооперативы собственников домов (КСД) обещают оставить.

 

Хаос неминуем?

Ассоциация КСК г. Атырау, рассмотрев проект концепции Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», выразила свое несогласие со многими пунктами проекта закона в новой редакции, изложив свои замечания и пожелания к тому, что предложили разработчики законопроекта казахстанцам. Людмила Шароватова в сфере ЖКХ не новичок, возглавляет многие годы КСК «Ануар – Авангард», обслуживающий жилые дома в 3-м микрорайоне Авангарда. По словам нашей собеседницы, переименование органа управления объекта кондоминиума с КСК на ОСИ не решит насущных проблем с содержанием и обслуживанием жилого фонда.

– Как вы думаете, сможет ли каждый дом обслуживать сам себя? Ликвидация КСК не улучшит работу по эксплуатации ­жилья в городах. На самом деле, надо решить вопрос с безучастностью собственников жилья к своими обязанностям по содержанию общего имущества, прописанного в Законе «О жилищных отношениях», в том числе в части уклонения их от уплаты ежемесячных эксплуатационных расходов, самовольное изменение ими схемы теплоснабжения в квартирах, перепланировка квартир без согласования с КСК, несоблюдение ими норм санитарных требований в общем жилье. А роспуск КСК приведет к всеобщему бардаку и хаосу. И мы опасаемся, если акиматы будут напрямую назначать руководителей на должность ОСИ, то это прямой путь к коррупции, – ­недоумевает ­Л. Шароватова

 Предлагаемая разработчиками законопроекта модель «один дом – одно ОСИ» напрочь отвергается атыраускими каэсковцами. К слову, среди аргументов и то, что изменения приведут к росту тарифов на эксплуатационные расходы по сравнению со среднестатистическими ныне по городу 25 тенге за 1 кв. м. Ведь на плечи жителей одного дома ляжет содержание управляющего ОСИ и его бухгалтера, кроме того, есть оплата услуг сервисных компаний в лице электриков, сантехников, дворников, это значит, что финансовая нагрузка на каждый дом, безусловно, возрастет. Вместо этого выдвинуто предложение о пробации модели «один дом – одно ОСИ» в пилотном режиме – по одному микрорайону в городах Казахстана , чтобы проверить ее эффективность на деле.

 

Союзы нам нужны

Также предлагается оставить в прежней редакции формы управления объектами кондоминиума: 1. непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает четырех; 2. кооператив собственников помещений (квартир) виде КСК; 3. управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) физическими (управляющий жилым домом) или юридическими лицами (служба оказания жилищно-эксплуатационных и коммунальных услуг) в виде ТОО, ИП; 4. иные формы, не противоречащие законодательству РК.

Касаемо запрета на объединения КСК в союзы и ассоциации разработчики тем самым нарушают конституционные права граждан. Так прямо и без обиняков заявляют наши каэсковцы в своем письме в Региональную Палату предпринимателей, вовлеченную также в обсуждение законодательных новшеств в сфере ЖКХ.

 

Копить, но

реальные суммы

Среди обозначенных нововведений есть пункт о создании Накопительного фонда на проведение капитального ремонта. Его создание обосновывается низким соблюдением нормы о сберегательных счетах. В принципе возможность открыть накопительные счета у КСК появились в 2011 году. Правда, за истекшие годы кондоминиумы не проявляли активности в открытии счетов и накоплений там средств для проведения ремонтных работ. Хотя, по разным данным, 3 процента КСК по стране все же понемногу пытаются копить деньжата на этих счетах, но расходуют на текущие нужды.

– В части модернизации и улучшения накопительных счетов мы предлагаем пересмотреть тариф для накопления, установленный не менее 0,02-кратного размера МРП за 1 кв. метр полезной площади (точнее, 48,1 тенге). Этот тариф, конечно же, несоизмеримо велик для собственников вторичного жилья, оплачивающих расходы на содержание жилья по тарифу 25 тенге за 1 кв. метр. Жители толком-то не платят и эти счета, а как пенсионеры и малоимущие граждане смогут оплачивать накопительные счета. К примеру, за квартиру площадью 50 кв. метров нужно, кроме эксплуатационных расходов, еще ежемесячно выкладывать 2405 тенге. Приплюсуйте две суммы, обойдется примерно в 4 тысячи тенге. Коммерческим банкам нужно предусмотреть льготные тарифы для КСК, а счета, открываемые для накопления средств по капремонту многоквартирных жилых домов, сделать депозитными, – считает Л. Шароватова.

К тому же планы по созданию нового Накопительного фонда в сфере ЖКХ у большинства жителей страны с ходу рождают стойкое недоверие, смешанное с чувством раздражения, мол, «опять отдавай деньги туда, не зная куда». В принципе история с Пенсионным фондом и ФОМС, действовавшим в конце 90-х годов, до сих пор дает много пищи для размышлений. А кто же может предсказать судьбу нового фонда в ЖКХ?

 

Чего еще

напридумывали?!

 В числе новаций, предлагаемых разработчиками законопроекта, минимальный размер эксплуатационных расходов на содержание дома будут утверждать городские маслихаты. Это можно отнести к плюсу, все становится прозрачным. К позитивному моменту можно отнести регистрацию кондоминиума за счет застройщиков или акиматов. Вместо ревизионных комиссий предлагается введение советов домов, за которыми закрепляются контрольно-надзорные функции за финансово-хозяйственной деятельностью ОСИ в составе не менее трех человек. Если в доме более трех подъездов, то в совет дома нужно избирать по одному представителю от каждого подъезда.

Самым интересным новшеством является организация доступа в квартиры и нежилые помещения при проверке, ремонте или замене общего имущества без письменного уведомления собственника. Доступ будет предоставляться работникам жилищной инспекции, сервисных организаций или органа управления объектом (ОСИ). А в аварийных ситуациях ворваться в наши квартиры могут и без физического присутствия собственников или арендаторов помещения, если последние не явились на место аварии в течение часа после того, как их уведомили посредством СМС или по «Ватсапу». Тогда составляется акт о вскрытии квартиры с участием участкового инспектора полиции.

Вот такая вот реформа ожидается. Судя по всему, открытых вопросов по ней множество. И даже если сегодня претензий к работе КСК предостаточно, то все же, надо признать, они доказали свою жизнеспособность. А если сломать существующий механизм, лучше, наверное, не станет. Слишком много дров было наломано, стоит ли продолжать в таком духе?

Тимур КАЗИЕВ