КОНЕЦ БРАКОНЬЕРСТВУ «В ЗАКОНЕ» | Общественно-политическая газета Атырауской области

КОНЕЦ БРАКОНЬЕРСТВУ «В ЗАКОНЕ»

Начиная с 1 апреля на море лодки мощностью более 40 лошадиных сил, так называемые «казанки», рассекать не будут. По крайней мере, областной акимат, руководствуясь соответствующими правилами, принимает все меры, чтобы на Каспий выезжали только лодки, мощностью не превышающие 20 л.с. Браконьеры и официально занимающиеся промышленным ловом рыбаки с этим соглашаться не хотят. Но, похоже, что на этот раз аргументы не на их стороне, и местная власть взялась всерьез за проблему браконьерства в регионе.

КОНЕЦ БРАКОНЬЕРСТВУ  (2)БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛИМИТ

В понедельник, 27 марта в селах Жанбай и Зинеден ата (Забурунье) Исатайского района состоялась встреча представителей областного акимата, правоохранительных структур, пограничников с местными жителями, представителями хозяйств-природопользователей. Основной темой встречи было разъяснение требований правил, утвержденных Правительством 21 апреля 2013 года.

Делегацию возглавил заместитель акима Атырауской области Салимжан Накпаев.

То, что ситуация с незаконным выловом рыбы в регионе критическая, если не сказать, катастрофическая, знают все. Но в последние годы браконьерство приобрело такие масштабы, что в пору бить уже в набат. Например, ежегодный лимит на вылов рыбы, по сообщению Салимжана Накпаева, составляет 19 тыс. тонн. В прошлом году лимит был выполнен на уровне только 12 тыс. тонн. Но, как утверждает заместитель акима области, по итогам прошлого года выявлено 15(!) тыс. тонн котрабандной рыбы. Это означает одно: браконьеры ОБНАГЛЕЛИ!

Более того, согласно информации С. Накпаева, выясняется, что морские просторы в прошлом году бороздили более 2 тысяч лодок-казанок, ловящих рыбу по фиктивным документам. Как они попали на море?

Накпаев объяснил просто. Владелец лодки получает билеты на ловлю рыбу на море в составе одного из хозяйств природопользователей. Позже предлагает этому же предприятию рыбу по завышенной цене. Если предприятие отказывается покупать, владелец лодки продает рыбу другим, число желающих приобрести рыбу пусть даже по более высокой цене, не убывает.

— Отсюда и эти 15 тыс. тонн контрабанды, и 2 тыс. лодок-казанок, которые между прочим, не зарегистрированы в налоговых органах, — утверждает С. Накпаев. Этим аргументам рыбаки возразить не смогли.

Теперь у рыбаков района осталось два пути. Первое — попытаться выйти на море по старинке — на «казанке», что будет очень затруднительно, поскольку контроль над судами будет ужесточен в разы. И второе, более приемлемое — закупить лодки-«будары», мощностью не больше 20 л.с., зарегистрироваться как частный предприниматель в налоговых органах, получить специальное разрешение и заниматься ловлей рыбы на вполне законных основаниях.

НЕ РЫБОЙ ОДНОЙ

В этой поездке представители областного акимата предлагали местным жителям заняться другими видами предпринимательства, благо сейчас на субсидирование сельского хозяйства выделяются огромные средства. Так, например, по словам Сырыма Рыскалиева, сейчас вырос объем кредитования с 3 млн. тенге до 18 млн. тенге. Идет субсидирование сельхозпроизводителей по различным направлениям. Субсидирование на 50% за использование воды и покупку минеральных удобрений. Есть много льготных кредитов по лизингу сельхозтехники.

Руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Еркин Шпанов отметил, что буквально через неделю в села Жанбай и Зинеден приедут специалисты данного управления вместе с группой иностранных компаний-работодателей.

— Подготовьте, пожалуйста, свои резюме. Нужны будут работники таких специальностей, как водители, стропальщики, газосварщики, электрики. Тех, у кого нет специальности, мы можем направить на обучение. Каждому обучающемуся будет выделена стипендия на проживание плюс бесплатное питание, — сказал Е. Шпанов.

Но захотят ли рыбаки пойти работать вахтовиками-электриками, когда перед ними маячит соблазн поймать рыбу, икра которой на черном рынке стоит не меньше 1 тыс. долларов за кг, большой вопрос.

ОТ СМЕШНОГО ДО…

Во время встреч в селах Жанбай и Зинеден жители задавали, порой ну, очень абсурдные вопросы, которые, мягко говоря, вызывали смех.

— Что мне теперь делать, я совсем недавно за 1,5 млн. тенге лодку-казанку купил?- задавался вопросом один жанбаец.

— Вы говорите, что нельзя на лодке-казанке выезжать в море. А можно тогда ловить с берега? – спросил один житель из села Зинеден.

— Мои дети случайно купили мотоцикл без технических документов и номеров. В степь не могут выехать на мотоцикле за скотом, — разгневался один старец из села Жанбай.

Кстати, мотоциклы без номеров и без люлек в этих селах не редкость. Во время поездки мы даже могли лицезреть парочку из них. Начальник местной полицейской службы ДВД Атырауской области Нурым Оразбаев дал свое пояснение аксакалу.

— Технические средства должны быть зарегистрированы. Ездить без технических паспортов и номеров незаконно. Поэтому дней через десять в ваши села приедут сотрудники РЭУ и помогут вам решить проблемные вопросы по регистрации, — ответил он.

— Лодки-«будары» очень узкие и маломощные, рыбаки при возвращении домой с рыбой могут перевернуться. Более того, на этой лодке пока доберешься до места лова, пройдет время. Оно ведь ограничено с 6.00 до 20.00. Как решить эту проблему? — задался вопросом житель села Зинеден Дидарбек Сахарбаев.

Ему ответил Салимжан Накпаев, который сказал, что во избежание чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации данной лодки необходимо соблюдать требования по ТБ.

— Чтобы сократить время выезда на места ловли рыбы, можно организовать брандвахты прямо на море. Мы этот вопрос поставим перед вашими руководителями, — пообещал заместитель акима области.

Жители села Зинеден пожаловались на пограничников, мол, задерживают даже на берегу за отсутствие документов, удостоверяющих личности.

Военный прокурор Западного региона Жанболат Аекенов, отметил, что территория является приграничной зоной, и поэтому претензии пограничников обоснованны.

10 ЛЕТ ГАРАНТИРОВАННОГО БИЗНЕСА ВПУСТУЮ

Подытоживая встречи с жителями сел, заместитель акима Атырауской области Салимажн Накпаев ответил на вопросы журналистов, некоторые из них приводим нашим читателям.

— Почему правила, утвержденные аж в 2013 году, разъясняются только сейчас?

— Во-первых, я считаю что это непосредственная обязанность областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира. Во- вторых, этим должны были заниматься и руководители рыболовецких кооперативов, с которыми непосредственно контактируют рыбаки. В-третьих, незнание закона не освобождает от ответственности. И в-четвертых, все владельцы лодок являются владельцами технических средств, приносящих доход. Почему владелец «КамАЗа» должен платить налоги, а рыбак не должен? И самое главное, неучтенность этих плавсредств и стала одной из основных причин нынешнего разгула браконьерства.

— Рыбаки утверждают, что не в силах в краткие сроки закупить лодки-«будары», можно ли организовать закуп данных плавсредств через рыболовецкие кооперативы?

— Эти кооперативы являются частными предприятиями, поэтому приказать не можем. Но мы рассмотрим другие варианты решения данной проблемы.

— Можно ли утверждать, что ситуация с выдачей разрешительных билетов является узаконенным браконьерством?

— Да! Можно и так утверждать!

— Предлагались ли кооперативам покупка этих лодок?

— Да, еще в прошлом году всем рыболовецким кооперативам мы предложили купить эти лодки, которые хранятся на складах обанкротившегося предприятия «Жайык Балык». Не все, но некоторые стали закупать. Можно даже сейчас купить. Понимаете, я поражаюсь владельцам наших рыболовецких кооперативов. Ровно 10 лет тому назад они стали владельцами тоневых участков, то есть стали владельцами гарантированного бизнеса на 10 лет. Что мы имеем в итоге? Те же самые допотопные лодки, устаревшее на нет оборудование, никакого плана на развитие бизнеса. Конечно, хорошо, когда имеешь коттедж, покупаешь дорогую иномарку. Но почему же не вкладываешь в бизнес, который тебя кормит? Абсурд!

Абсурда в этой отрасли региона достаточно. Хотя бы взять проблему с этими разрешительными билетами на выезд в море. Инспекция дает разрешение владельцам лодок, мощность плавсредств которых составляет более 100 л.с. А потом сама же догнать никак не может в море. Но, думаем, что предпринимаемые в последнее время меры смогут положить конец браконьерству «в законе».

Каршыга КУШЕКОВ