КАК СДЕЛАТЬ МУЗЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

Атырауский музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства провел пленэр для местных художников. Его итогом стала выставка «Дендер нақыштары» («Индерские узоры»), посвященная 550-летию Казахского ханства.

Как сделать музей 2

На пять дней 18 творцов выехали в Индерский район, чтобы запечатлеть красоты местности. Оказывается, здесь очень много красивых мест, и это настоящая находка для художников. Уже после выставки один из участников пленэра Отарбай Кендир признается, что он и представить себе не мог, насколько здесь богатая природа, яркие краски и обилие пейзажного материала. Вдоль трассы Атырау-Уральск чаще всего встречаются аулы и небольшие поселения. На самом деле природа индерской земли неповторимая и щедрая. Художникам не надо придумывать новые краски и оттенки, их подсказывает окружающая среда. Особенность района в том, что расположен он по обе стороны реки. А там, где водоем, всегда густые красивые зеленые насаждения, раздолье для скота. В степной местности разнотравье. Глаза отдыхают, когда смотришь на такую красоту.

И вот эту особенную прелесть нашим художникам необходимо было запечатлеть на холсте. Что они и сделали, за пять дней посетив села Аккала, Бодене, сам районный центр Индербор и местноть Караой, где похоронен Махамбет.

ВЕЛИЧИЕ ОДИНОКОГО ДЕРЕВА

— К сожалению, мы редко встречаемся, общаемся, — говорит член Союза художников Казахстана, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Айса Отаралиев. – Всех заедают быт и нескончаемые дела. И такие пленэры нам очень нужны. Мы ждем их с нетерпением, потому что это лишний повод пообщаться, поговорить по душам, о живописи и вообще об искусстве. Нам, педагогам, пленэры нужны более чем кому бы то ни было, ведь надо работать, творить, а не только заниматься теорией.  Одно дерево у реки каждый из нас видит по-своему. Это зависит от того, с какого ракурса подойдешь. И на картине оно получается у каждого художника по-разному. Вот в этом вся прелесть художественного искусства. Кроме природы мы много рисовали людей. Я по-своему увидел место, где покоится Махамбет. Мне, как преподавателю живописи, очень нужны такие вылазки на природу.

Айса Отаралиев сделал пять-шесть набросков, особенно оригинальным получилось одинокое дерево у реки. Вроде бы оно одно растет у Урала, но в то же время такое величественное, такое царственное, что заполняет вокруг себя всю пустоту. Наверное, это природа задумала вырастить его в одиночку таким красивым, привлекающим внимание. Ведь если бы оно росло в огромном саду, то наверняка затерялось бы в гуще других растений и не обрело этой величественности. Но сейчас, глядя на это творение природы, в воображении художника рождаются самые разные образы. Один увидит в нем храброго воина, другой — грозовую тучу, третий — могучего великана. В картинах Отаралиева много сюжетов из обыденной сельской жизни Индера. Вот двор с примитивным старым сооружением, именуемым душем, в котором мылись нагретой на солнце за день водой в ржавой бочке. Добраться до нее по старой лестнице смогут только ловкие. Двор этого дома огорожен старой древесиной, на крыше сарая свежее сено. Еще на одной картине Айсы изображен паром, причаленный к берегу. В Индерском районе есть мост, но в отдаленных селах до сих пор пользуются паромом, к которому обязательно должна быть пришвартована лодка.

СОБЛЮДАЯ ТРАДИЦИИ

Нынешний пленэр — третий, организованный музеем искусств совместно с управлением культуры, архивов и документации. В 2013 году художники съездили в Курмангазинский район, в прошлом году посетили Жылыойский.

Художник Тлек Халин с удовольствием принял участие в пленэре. Сам он из Индера и хорошо знает все интересные, живописные места своего края. Раньше все никак не мог позвать коллег посмотреть красоты Индера. А на пленэр приехали все действующие атырауские художники. Воспользовавшись случаем, Тлек пригласил всех в гости, напоил чаем, угостил бесбармаком. Это была его давняя мечта, ведь по казахскому обычаю принято наиболее близким по духу людям показать свой шанырак.

— Пленэр получился интересным, природа нас не подвела, до конца лета индерская земля сохраняет сочную траву, свой первозданный цвет. Воздух здесь особенный, очень чистый, всегда свежо. Благодать для отдыха и приятного труда, — говорит Халин.

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО ПАСТУХА

Сам Тлек Халин любит работать на природе, почти 90 процентов его картин связаны с природой индерского края. Его земляк, известный в Казахстане художник Адильхаир Жантасов, тоже родом из Индерского района и не раз признавался, что источником вдохновения для него всегда был родной край. Был период, когда Жантасов больше увлекался суровой темой свободы и независимости. Сейчас душа художника потеплела, как и его картины. Вместе со своими коллегами он примостился  к дереву в одном из сел и увидел то, чего раньше не замечал.

— Мы ездили на один из карьеров. Оказывается, что на этих заброшенных участках до сих пор живут люди. По старинке стирают в тазике белье, вывешивают его на улице, прикрепляя прищепками к веревке. Для меня это было удивительно, я словно вновь попал в детство. Это стало темой одной из моих картин.

Рисуя на природе, Адильхаир познакомился с пастухом, попросил его полчаса попозировть, что тот с удовольствием и сделал. Так появился «Портрет пастуха». Герой картины — неизвестный человек. Трудно определить его национальность, даже головной убор его непросто угадать.

В КАРТИНЕ АМАНОВА — ЗАГАДКА ДЛЯ ЗНАТОКОВ

Еще один наш художник Камбарбек Аманов увидел другой Индер. Серая дорога, змейкой убегающая к горизонту. Вот где загадка для знатоков: что может быть ниже травы, но выше деревьев. Еще одна из картин Аманова показывает кусочек обычной сельской жизни – небольшая мазанка, где установлена антенна в полтора метра. Рядом старенький транспорт. Во дворе, если так можно назвать территорию, просто огороженную колами, ржавеет трактор, которому лет двадцать, не меньше. Выбросить жалко, хотя его уже никто не эксплуатирует. Зато курам есть, где погулять. И хоть картины из Индера относятся к главной тематике пленэра – 550-летие Казахского ханства – лишь косвенно, кто знает, может быть живут в этих мазанках и карьерах те, кто будет писать новую историю.

ПРИЯТНОЕ В КОНВЕРТЕ

В пленэре участвовали не только художники, но и мастера прикладного жанра. Это Нурсултан Калиев и Кенес Аипкалиев, у которых были несколько другие функции. Необходимо было из подручных средств, из сухого сучка или шерсти придумать и сотворить что-то дельное. А такого сырья для работы прикладников в Индере предостаточно.

Все 18 художников получили благодарственные письма и денежные премии в сумме 100 тысяч тенге. Их вручил директор музея Жайдарбек Зайдуллин. Первым благодарность получил аксакал живописного жанра Илья Жаканов, который тоже принял в пленэре самое активное участие, представив на суд зрителей сразу несколько разножанровых свежих картин. Церемония награждения проходила в торжественной обстановке с участием студентов — будущих прикладников и художников.

И КАК ЖЕ СДЕЛАТЬ ЕГО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

Мы подошли к главному вопросу – как сделать наш музей привлекательным? Все-таки он больше остается с закрытыми дверями. Вернее, он всегда открыт для сотрудников музея, для охраны. Но для большинства населения он словно закрыт. Почему же народ не ходит в музей или не хочет ходить?

На итоговой выставке пленэра мы поговорили на эту тему практически со всеми художниками области. Они признаются, что до сих пор этот музей не пользуется среди нашего населения популярностью. Не ходят в музей и школьники. И в школах из стремления воспитать в детях любовь к прекрасному, расширить их знания об искусстве не организовывают  для детей экскурсии в этот музей, считая это делом родителей. Не практикуются и коллективные посещения музеев или театра. Но самое печальное, не имеют привычки ходить даже на выставки студенты, будущие живописцы и преподаватели уроков рисования. В Малой академии искусств есть целое отделение «Живопись и рисунок». Есть отделение и в Атырауском гуманитарном колледже, где тоже готовят учителей рисования. Есть такое же отделение и в Атырауском государственном университете. И практически никто не пришел в этот раз в музей на такую интересную выставку. В марте нынешнего года прошла выставка работ известного в мире художника Никаса Сафронова, на открытии которой было всего восемь человек, включая троих журналистов.

— В этом  наша беда, — считает художник Бактыгерей Тулеубай. — Все понимают, что надо менять стереотипы, но не хотят начинать с себя. Мы должны больше афишировать такие выставки, пленэры, заниматься эстетическим воспитанием молодежи. Музей должен чаще проводить такие мероприятия, на которые много средств не нужно. Это могут быть персональные выставки наших художников, выставки начинающих творцов, студентов, их выпускные работы. У нас есть много интересных прикладников, мастеров декоративного жанра. О них надо рассказывать людям, приглашать их в музей. К сожалению, в последние годы редко стали проводить персональные выставки, только по случаю юбилея или государственных дат. А надо в месяц по несколько раз проводить такие мероприятия в музее. И больше рассказывать людям об изобразительном искусстве, о местных художниках. В Астане раньше люди тоже не имели привычки ходить в музей. Но построли большой театр, сделали его привлекательным для народа, и билеты в новый театр оперы и балета раскупают за месяц вперед. Мы ждем этого момента.

Марина КУАНЫШЕВА