История и эволюция казахской домбры

 

Как мы уже сообщали, в Атырау в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» в историко-краеведческом музее открылась выставка, рассказывающая об истории казахского народного инструмента – домбры. А также, и это не менее важно, о том, как проходила эволюция народного инструмента, роли домбры в жизни казахского народа.

– На нашей выставке всего представлено 65 музыкальных инструментов из фондов музея. Они самые разные – как по школе изготовления, так и по материалу, из которого выполнены. Естественно, у каждого инструмента разное звучание. На выставке посетители увидят домбру, выполненную из сосны и клена, орешника и дуба, ольхи. Двухстороннюю и с полыми грифами. Самой разной конфигурации – круглую, плоскую, – рассказывает директор Атырауского историко-краеведческого музея Рашида Харипова.

Экспонаты выставки – это не просто разнообразный мир домбры, но еще и рассказ о ее истории, эволюции.

– Думаю, не все знают, что домбра – это один из самых древних музыкальных инструментов на земле. Хотя общеизвестно, что в конце восьмидесятых годов был найден рисунок на скале, на котором изображены музыкальный инструмент и люди, увлеченные танцем. Этот инструмент очень напоминает современную домбру, которая сегодня хранится почти в каждой казахской семье. Так вот, археологи определили, что рисунок был сделан в период неолита. Это значит, что нашей казахской домбре уже больше 4000 лет. Хотя есть и другие данные, что домбре – 6 000 лет, – рассказывает атырауский этнограф Утепберген Алимгереев.

За эти годы сложилось немало легенд, в которых глав ная героиня именно домбра. Одна из них гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным.              Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет.

Так день прошел, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Как поясняет У. Алимгереев, существует несколько разновидностей домбры, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу. Домбры бывают двухструнными, трехструнными. А еще ширококорпусные, двухсторонние, подгрифные и полыми грифами.

И здесь тоже не обошлось без легенды. Эта легенда гласит, что давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина, на что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Но выставка – это не только истории музыкального инструмента.  Это еще и история Прикаспия, с которым тесно связана судьба знаменитых Курмангазы Сагырбаева и Дины Нурпеисовой.  Многие их произведения родились на этой земле.

 – Жемчужина нашей коллекции музыкальных инструментов – это домбра Дины Нурпеисовой. Доподлинно известно, что, аккомпанируя на этой домбре, она исполняла свои знаменитые кюи Булбул, Тойбастар, Байжума, Асемконыр, – рассказывает Рашида Харипова.

Отдельная часть выставки – музыкальные инструменты, на которых играли не менее знаменитые люди –Каршыга Ахмедьяров, Нургиса Тлендиев. А совсем недавно фонды историко-краеведческого музея пополнила домбра известного общественного деятеля Саламата Мукашева, переданная в дар музею семьей. На выставке есть и копия домбры Махамбета Утемисова.

– И, конечно, особое внимание посетителей, особенно связанных с музыкой, привлекают редкие по изготовлению музыкальные инструменты, такие как домбра ХIХ века, выполненная из выдержанного мореного дуба и инкрустированная серебром и костью. Маленькая плоская домбра, на которой играли дети. Ее также изготавливали специально по заказу, – говорит Рашида Харипова.

Виктор СУТЯГИН