Именем поэта

В поэзии Маржан Ершу отражены высокий дух и сила народа, населяющего прибрежье Ак Жайыка. Начав с лирических стихов, поднимаясь до гражданской поэзии, она в своих произведениях воспевает национальный дух, любовь к жизни. В ее стихах смело и открыто выражены думы и чаяния народа, они написаны в патриотическом духе.

С того момента, когда Маржан взяла в руки перо, приобрела известность, не перестает воспевать героическую жизнь ярких исторических личностей. У нее есть поэмы, посвященные Исатаю и Махамбету, Курмангазы, Дине, Хиуаз Доспановой, Бауыржану Момыш­улы, Суюнгару, Туремурату, Рысалы, Жанузаку батыру, алашординцу Ораз би Татеулы, первому космонавту Тохтару Аубакирову, Дилде Матайкызы, произведения о яркой звезде песен и стихов Мендекеше Сатыбалдиеве, певце с неповторимым голосом Ерике К урмангалиеве.

Каждое произведение молодой поэтессы, написанное в различных жанрах литературы, словно уникальное изделие ювелира. Читая ее стихи о грусти и печали, не впадаешь в уныние, не переходишь границы, восхваляя героизм.  Язык ее произведений легок, понятен и пожилым, и молодым. Кратко раскрывается глубокое значение, а большие произведения не утомляют, вызывая интерес. Ее размышления и чувства художественно и выразительно совершенствуются. Она любит охватывать не единичное, а многое.

Хочу остановиться на поэме «Исатай-Махамбет», написанной в новом формате. Первый раздел поэмы назван «Шілтерлі терезе». У Махамбета есть кюй под таким названием. «Шілтерлі терезе» («Занавешенное окно») – это окно российского колониализма. В окне виднеется великая казахская степь. Поэтесса затрагивает глубокие проблемы. Лирический герой делится своими душевными переживаниями и размышлениями со степным жаворонком.  Жаворонок – истинный житель лугов, полей, степей и гор. Для казахского народа степной жаворонок – священная птица. Невозможно представить степь без жаворонка, а жаворонка без степи. Они связаны одной судьбой. И как же не восхищаться и не любить поэта, который в своей лирике через образ жаворонка передает думу великой степи, а через образ степи выражает думу казахского народа? 

Второй раздел поэмы называется «Қайран Нарын». Это название как бы разъясняет причину восстания под предводительством Исатая и Махамбета. Одновременно это название известного кюя Махамбета.

Эти строки четко определяют позицию поэта. Судьба, жизнь народа как бушующие волны разливающейся реки Жайык. В разделах «Исатай басшы», «Жайық асу» мы чувствуем горячую искру пламени, которая обжигает лицо, охватывает душу и сердце.

В разделе ««Маза-мұң» затрагивается одиночество Махамбета, оплакивание Исатаем близкого друга. Раздел «Бас» рассказывает о трагической гибели батыра. Махамбету снится вещий сон, где его голова прощается с ним. Маржан расширила грани традиционной поэзии, углубила ее корни. «Весенний порывистый ветер» будто доносит плохую весть. Раздел «Тарланым» – оплакивание Махамбета. Махамбет не был погребен по мусульманским обычаям, его похоронили тайно, место его захоронения знали только его близкие сподвижники. По народному обычаю его не оплакивали (не пелась поминальная песня) при захоронении. Народ плакал и горевал в душе.

Основываясь на строках из песен Махамбета, автор создает поминальную песню героическому духу Махамбета. Такое редко встречается, можно сказать даже, что ранее такого не было. Махамбету посвящены тысячи стихов и песен. Но Маржан нашла такие мысли и слова, которые ранее никто из поэтов не употреблял. Эти строки не оставляют никого равнодушным. В части «Карой» величие батыра Махамбета дано в аспекте преемственности поколений. В части «Ер мен Ел» выражена уверенность в том, что герои, павшие за свой народ, будут навечно в памяти своего народа.

Гулзада НИЕТКАЛИЕВА

Фото: kazakhstan.travel