Завтра начинается сегодня

Человеческий капитал является основным фактором экономического роста и главной артерией модернизации. Безусловно, в основе интеллектуального будущего Казахстана и потенциала человеческого капитала лежит качественное образование и наука.

Система высшего учебного заведения является той средой, где формируются квалифицированные кадры и интеллектуальный потенциал общества. По количеству высших учебных заведений на душу населения мы обогнали такие развитые страны, как Германия, Япония и другие, однако по качеству мы отстаем значительно. В 130 высших учебных заведениях получают образование свыше 350 000 студентов.

В основном готовят экономистов, юристов, финансистов, для которых в казахстанской экономике свободных вакансий просто нет. Получается, что многие юристы, экономисты учатся столько лет ради специальности (диплома), которые изначально не будут востребованы на рынке труда.

Для устранения такой диспропорции требуется целенаправленная государственная политика, чему в Послании Главы государства «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» уделяется особое внимание. К примеру, в развитых странах более 80% выпускников школ стремятся освоить высококвалифицированные рабочие профессии. Поэтому необходимо ориентировать молодежь на получение качественных технических знаний, навыков, ведь именно эти кадры являются двигателем экономики.

С этой целью Главой государства определен ряд задач, в числе которых развитие вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, сельском хозяйстве, био- и IT-технологиях путем реализации совместных проектов с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и транснациональными компаниями, софинансирования со стороны частного сектора, системной поддержки молодых ученых.

Очень важен выбор профессии. Как показывают социологические исследования, основной причиной выбора невостребованной профессии является незнание рынка труда родителями, так как именно они влияют на принятие решения школьниками (около 45%) по выбору будущей профессии, 5% школьников при выборе профессии прислушиваются к советам педагогов, а большинство учащихся 9-10-х классов не определились с выбором профессии. Поэтому необходимо системно проводить масштабную профориентационную работу, с привлечением потенциальных работодателей – предприятий (организаций).

Системная работа по профессиональной ориентации есть та сфера, где закладывается основа человеческого капитала, формируется осознанный выбор будущей профессии, создаются условия для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Реализация приоритетов Послания Главы государства создаст условия, в которых человек может наиболее полно использовать свой потенциал и обеспечивается эффективная деятельность граждан во всех сферах экономики.

Саламат ЕЛЕМАНОВ,

председатель профсоюзного центра Атырауской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *