Дроны вместо фламинго?

 

Компания «KMG Systems & Services» (KMG SS), добивающаяся строительства пассажирского терминала на площадке Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти, обещает использовать беспилотные летательные аппараты, чтобы прокладывать «безопасный» путь для вездеходов, проезжающих по заповедной зоне.

30 марта состоялись общественные слушания по проекту «Строительства пассажирского терминала на территории «Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти» (СКЭБР), расположенной в 3,7 км южнее поселка Дамба на канале Приморский. Изначально декларировалось, что база строится исключительно для экологических нужд – ликвидации последствий аварий на морских нефтяных месторождениях.

«При выдаче разрешения на строительство и эксплуатацию СКЭБР было оговорено, что база будет находиться в режиме ожидания, что в месяц для проведения мониторинга будет использоваться только одно судно на воздушной подушке (СВП). Именно с учетом того, что это природоохранный объект и с таким ограниченным влиянием на окружающую среду, был осуществлен этот проект», – напомнил житель города Атырау Бостан Сулейменов.

По его словам, теперь, когда уже нет прежних ответственных за этот проект людей, новые хозяева предприятия (ТОО «KMG Systems & Services» является владельцем базы с февраля 2013 года – прим. Авт.) хотят построить здесь пассажирский терминал. Разработчики проекта предоставили оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) при строительстве объекта, но нет данных о том, как повлияет на экологию его эксплуатация. А ведь именно эксплуатация судов повлияет на жизнедеятельность обитателей заповедника. Планируется, что СВП будут совершать по три рейса в неделю, перевозя рабочих с морских объектов Норт Каспиан Оперейтинг Компани (НКОК), являющегося оператором разработки морского нефтяного месторождения Кашаган.

Арман Куспаев, технический директор KMG SS, ответил общественному деятелю, что ответственность за эксплуатацию пассажирского терминала несет его компания.

«А вот ответственность за воздействие судов на окружающую среду будут нести судовладельцы. Мы пока не знаем, кто это будет», – сообщил он.

Он заверил, что НКОК ежегодно проводит исследование и составляет маршруты в обход лежбищ тюленей. В дополнение к этому перед каждым выездом беспилотники будут проверять предполагаемый маршрут, и прокладывать судам безопасную дорогу.

При этом, как отметила орнитолог Виктория Кавшарь, «за последние 10 лет основные гнездовые колонии птиц отходят все дальше и дальше» от русла реки Урал.

«Движение по реке Урал сейчас очень интенсивное. И птицам без разницы, что это движется. Они просто перераспределяются по этой территории. Их численность не уменьшается. Они ушли в такие места, где их не беспокоят ни лодки, ни вертолеты, ни люди с ружьем и собакой», – говорит специалист.

Представитель экологической организации «Глобус» Галина Чернова напомнила, что дельта реки Урал и прилегающее побережье Каспийского моря относятся к Рамсарским угодьям и защищаются международными конвенциями.

Ведущий инженер по управлению проектами НКОК Александр Слабоусов объяснил, почему понадобилось строить пассажирский терминал на экологической базе: «В разное время года, из-за сложности погодных условий, до 50 дней перевахтовка не представляется возможной. Вертолет является очень уязвимым летательным средством, которое не может передвигаться в туман и в период обледенения».

По его словам, единственный альтернативный вариант транспорта – суда на воздушной подушке.

«В вертолет вмещается до 12 человек, включая экипаж. СВП поможет увеличить эту цифру в нес­колько раз», – отметил представитель НКОК.

Он подчеркнул, что порт Баутино, который используется компанией НКОК в качестве базы поддержки морских операций, не может принять пассажирский терминал, поскольку тогда придется строить там вертолетную площадку и взлетную полосу для самолетов. В компании работают люди, которые живут не только в Казахстане, но и в странах СНГ, за границей. А в Атырау, рядом с которым расположена база, уже имеется вся необходимая инфраструктура.

Представители департамента экологии по Атырауской области отметили, что при разработке проекта и выборе участка его инициаторы руководствовались сугубо своими экономическими интересами, но не учли экологическую составляющую.

«В проекте ОВОС не учтены требования экологического законодательства в части требований главы 38. Более того, не учтен период с 1 апреля по 15 июня – ограничение и прекращение деятельности при эксплуатации СВП. Департамент экологии поддерживает мнение общественности и считает невозможным реализацию данного проекта», – написала представитель департамента экологии Самал Нурберген, чье сообщение по итогам слушаний прочитала директор Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар Изтелеуова.

Она сообщила, что все свои воп­росы и пожелания по этому проекту представители общественности могут направить в адрес управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области.

Дулат ТАСЫМОВ

Фото: tengrinews.kz