Доступна ли среда?

В п. Макат инвалид по зрению Тыныштык Ещанова два года назад открыла небольшой частный детский учебный центр, в котором наравне с обычными детьми учатся дети с особыми потребностями.

Тыныштык Ещанова – инвалид 2-й группы по зрению с детства, но, несмотря на болезнь, она активна, энергична и нацелена только вперед. Получив высшее образование по специальности «ученый агроном», проработала 25 лет в газотранспортной системе. Но из-за прогрессирующей болезни глаз вынуждена была уволиться. Однако сидеть без дела женщина не привыкла и вскоре открыла свой учебный центр. «Вначале взяла свои сбережения, привлекла хорошего педагога, купила 6 парт и одну маркерную доску и открыла курсы английского языка, когда люди стали приходить, в зависимости от спроса, мы стали расширяться,  – рассказывает предпринимательница.  – И на сегодня у нас образовательный мини-центр, правда, помещение небольшое, а потому охват детей не такой, как хотелось бы».

В центре ведется подготовка детей к пришкольному и первому классам, продленное обучение, репетиторство, обучение английскому языку. Вместе с обычными детьми здесь занимаются дети с особыми потребностями, для которых предусмотрены скидки. В прошлом году, получив безвозмездный грант от государства в размере 3 млн. тенге, Тыныштык Ещанова приобрела мебель и специальное оборудование для особых детей, сенсорные кубы, мячи, маты, сухой бассейн, оборудование по методике Монтессори, по которой работают педагоги, и другое оборудование. В центре работают лучшие педагоги района, первой и высшей категории, в том числе логопед, дефектолог, Тыныштык Победовна старается привлечь к себе больше инициативной молодежи. Воспитанники центра делают маленькие успехи. Так, одна из воспитанниц центра, девочка с особенностями развития, ранее обучавшаяся на дому, продолжила обучение в общеобразовательной школе, некоторые детки, которые до этого не говорили, произносят первые слова. Особые дети вместе с обычными детьми задействованы здесь в постановках спектаклей, игр, конкурсах, концертах, они рисуют, поют, танцуют, активно участвуют в общественной жизни поселка.

По словам нашей собеседницы, особые дети должны получить полное среднее образование, обучаясь в общеобразовательных школах наравне с обычными детьми. Так как, обучаясь на дому, они получают недостаточный объем знаний, к примеру, такие предметы, как физика, химия и другие, требуют практических навыков, которые могут быть даны только в лабораториях. После окончания 9-го класса на дому особые дети могут рассчитывать только на поступление в колледж. Тогда как сейчас много возможностей для детей-инвалидов для поступления в международные учебные заведения по гранту, но они не могут этим воспользоваться, поскольку у них неполное среднее образование и недостаточный объем знаний.

– Плюсы инклюзии и в том, что обычные дети привыкают к особым детям, учатся сопереживать, помогать им,  – говорит Тыныштык Ещанова.  – К сожалению, даже если дети относятся друг к другу хорошо, у родителей зачастую возникает непонимание, к примеру, они просят пересадить особого ребенка подальше от своего. Это возникает потому, что наше общество не привыкло к ним, так как люди с особыми потребностями по большей части не выходят из дома. И особые дети, общаясь с обычными детьми, стремятся подтягиваться, появляется даже чувство соперничества,  – в этих условиях особый ребенок развивается. Но школы в большинстве своем для них пока недоступны. Если раньше у нас в школах были классы для детей с задержкой психического развития, то сейчас их отменили. А как эти дети могут быть в обществе полезны в будущем, если они не получат полное среднее образование?

В прошлом году в районе было официально зарегистрировано 86 детей с особыми потребностями. Из этого числа ребят посещать частный центр может позволить далеко не каждый. Поэтому Тыныштык Ещанова планирует в этом учебном году предложить руководству предприятий, где работают родители таких детей, чтобы они частично оплачивали учебу. Не раз она выходила с предложениями к акиму области, чтобы государство помогало детям с особыми потребностями в оплате за их обучение на различных курсах, в центрах, других учебных заведениях.

Пару месяцев назад Тыныштык Ещанову выбрали председателем филиала общественного объединения Атырауского областного общества людей с особыми потребностями при Макатском районе, теперь у нее впереди много работы. В конце июня компания НКОК подарила людям с особыми потребностями района инватакси. Теперь она изыскивает средства, чтобы нанять водителя на общественных началах, попросить спонсоров о выделении бензина. В районе 840 взрослых людей с особыми потребностями, лишь малая часть из них трудоустроена, это, как правило, люди с 3-й группой инвалидности. Как человек, не привыкший довольствоваться достигнутым, она вплотную работает над тем, чтобы открыть в поселке швейный цех, где 51% работников будут из числа людей с особыми потребностями, а остальные – здоровые люди. «Понятно, что от людей с особыми потребностями не может быть полной отдачи и работоспособности как от здоровых людей, но как-то нужно решать эту проблему, они же должны содержать свои семьи,  – говорит Тыныштык Ещанова. – Ведь люди с особыми потребностями тоже могут приносить пользу государству, только надо поддержать в них это желание». В прошлом году в учебном центре с целью реализации государственного стандарта в области дошкольного воспитания и обучения были открыты мини-центры для детей 3-4 лет.

Жанат ШАЯХМЕТОВА