Довести до «ума»

Жалобы населения на работу общественного транспорта Атырау – тема актуальная. Здесь и грубость кондукторов, и лихачество водителей, нерегулярное движение маршрутных автобусов и т.д. Есть ли обратная связь и насколько она эффективно работает, мы попытались выяснить. И вот что мы узнали.

Чем недоволен, пассажир?

Для обеспечения контроля работы общественного транспорта в 2016 году было создано КГУ «Смарт Атырау». Как сообщила руководитель КГУ «Смарт Атырау» Лунара Рыспай, при поступлении жалоб от населения на работу общественных перевозок производится отработка жалобы. Сначала выясняется, когда и на каком маршруте произошел инцидент. Далее отправляется запрос к компании-перевозчику для уточнения информации о водителе и кондукторе. Затем водитель и кондуктор приглашаются для дачи объяснений по конфликтной ситуации. После чего направляется письмо перевозчику для принятия мер в соответствии с трудовым законодательством РК.

– Сколько жалоб поступает в день?

– Для удобства населения мы подключили Call-центр, как правило, люди звонят в будние дни, поступает примерно 2-5 обращений в день. За весь 2017 год к нам поступило 376 жалоб, при их рассмотрении были выявлены нарушения со стороны перевозчика. В результате было уволено 6 работников общественного транспорта, 18 сотрудникам вынесены строгие выговоры. За 6 месяцев текущего года поступило уже 259 жалоб, и все они были отработаны по названной выше схеме. Увеличение количества жалоб связано с подключением в работу Call-центра, который принимает обращения граждан по номеру 75-57-57, это диспетчерский отдел.

– Расскажите, на что жалуются пассажиры?

– К примеру, 4 мая к нам обратилась горожанка Рысханым с жалобой на грубое поведение кондуктора. От нее мы узнали номер маршрутного автобуса. Вызвали водителя и кондуктора для объяснения. Как оказалось, кондуктор на сдачу в крупную купюру собрал всю медную мелочь. Пожелание пассажира укрупнить он воспринял болезненно, начал вести себя вызывающе грубо и в довершение всего нецензурно выразился в отношении человека намного старше него. Как правило, перевозчики не приз­наются в своей вине, начинают обвинять пассажиров. Понятно, что в данном случае молодой кондуктор вел себя неподобающе. В результате проведенной отработки грубиян был уволен, а водитель в качестве наказания пересажен на другой маршрут.

К водителю тоже принимаются меры, потому что он несет ответственность за своего кондуктора. Также, в прошедшую среду позвонила еще одна женщина, по ее словам, маршрутная ГАЗель № 1 не довезла пассажиров до конечной остановки мкр. «Атырау», высадив их на полпути. Люди сразу позвонили бригадиру, назвали госномер перевозчика. Бригадир будет разбираться, будут взяты объяснительные с нарушителей правил перевозки и представлены нам. В таких случаях за первое нарушение следует предупреждение, если опять поступит жалоба, то они будут уволены.

– Когда началась эта работа? Я к тому, что перевозчикам уже пора бы дисциплинироваться при таком строгом подходе.

– Данная работа ведется со дня образования КГУ «Смарт Атырау», то есть с октября 2016 года. Нами ведется ежедневный мониторинг по работе общественного транспорта, регистрируются жалобы и нарушения по общественным перевозкам, проводятся рейды совместно с местной полицейской службой. Насчет дисциплины: как правило, нарушителями являются молодые люди, в силу возраста они несдержанны. Но мы требуем от предприятия-перевозчика проведения разъяснительной работы.

 

JPS – попытка №2

– Честно говоря, пришла к выводу, что ситуация с общес­твенными перевозками Атырау – неразрешимая. В начале 2000-х годов тогдашняя исполнительная власть заверила население, что специальный институт транспорта Алматы займется урегулированием работы общественного транспорта. С тех пор каждый новый аким обещает изменить ситуацию с помощью того самого института. Тем временем, не дождавшись решения от исполнительной власти, атыраусцы сами вынуждены решать проблему посредством «стотенговых» перевозок. В прошлом году в очередной раз акимат заверил о разработке проекта с институтом транспорта…

– Да, в 2017 году была разработана концепция по развитию общественного транспорта Академией имени Гончарова, в котором были рассмотрены все вопросы, касающиеся проблем работы общественного транспорта. А также были разработаны новые маршруты. С реализацией концепции, мы надеемся, проблема общественных перевозок будет решена.

– Понятно, а почему громко заявленные JPS не работают?

– В прошлом году были приобретены JPS, но работа по оснащению ими автобусов была приостановлена в связи с неисполнением обязательств пос­тавщиком, который выиграл конкурс по обслуживанию трекеров. В данный момент опять объявлен конкурс по тому же лоту, рассматриваются заявки участников.

– По каким еще направлениям вы работаете?

– Одним из направлений нашей работы является реализация инфраструктурных проектов города через механизм государственно-частного партнерства. По этим задачам ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и реализация государственно-частного партнерства. Одним из успешных проектов является строительство и эксплуатация на улицах города уличных сетей освещения. Первый этап проекта находится на стадии реализации, ведутся работы по осуществлению второго этапа. Также есть проект «умные безопасные школы» – внедрение и эксплуатация интеллектуальных систем по обеспечению безопасности в школах города Атырау. Ведутся работы по реализации данного проекта.

«Смарт» в переводе с английского означает «умный», «умная». Будем надеяться, что «Смарт Атырау» доведет до ума работу городского общественного транспорта.

Алма ТУРГАНОВА