ГОРДОЕ ЗВАНИЕ — НЕФТЕПРОВОДЧИК

В этом году нефтепроводный транспорт Казахстана отмечает свой 80-летний юбилей, и я счастлив, что 35 лет своей жизни проработал в славном коллективе нефтепроводчиков. Не могу в такую знаменательную дату не рассказать о своей компании и людях, с которыми мне лично довелось поработать за этот период времени и вспомнить о том, как все начиналось.

Моя трудовая жизнь в дружной семье нефтепроводчиков началась в 1980 году в качестве электромонтера 4 разряда. На тот момент я отслужил в рядах Советской Армии и уже имел за плечами опыт работы на железной дороге в Гурьевской дистанции сигнализации и связи, поэтому на работу меня взяли сразу. А принимали меня Николай Никонович Куванников, который тогда занимал должность начальника базы производственного обслуживания, и начальник участка релейной защиты Евгений Александрович Аничкин. Немаловажную роль сыграл еще тот факт, что во время учебы в институте, на отделении автоматики сигнализации и связи, я увлекся электроникой и электротехникой.
Могу с гордостью сказать, что, попав на это предприятие, я продолжил трудовую династию своей семьи: здесь в свое время работали мои родители. Тогда наше предприятие называлось Гурьевская товаро — транспортная контора, затем оно было переименовано в ГурТТУ (Гурьевское товаротранспортное управление), позже в УМНПП и уже в 1979 г. — в УЗКМН.
Мне повезло, что я попал в элитное подразделение энергетиков — службу релейной защиты и автоматики. Релейщики-наладчики всегда считались «голубой кровью» энергетических служб любого предприятия, а коллектив энергетиков отличался особой сплочённостью и взаимовыручкой. Начальный период моей работы в УЗКМН совпал с пиком производительности нефтепровода «Каспий — Орск» и мне посчастливилось участвовать в реконструкции его объектов, а именно в пусконаладочных работах вновь построенных НПС № №6, НПС №№7 и ГНПС № «Кенкияк». База производственного обслуживания УЗКМН осуществляла техническое обслуживание нефтепроводов Гурьев — Орск протяженностью 709 км, НПС «Косчагыл» и нефтепровода «Мартыши — Гурьев». В состав этих нефтепроводов входили НПС № «Саргамыс», НПС «Каратон», НПС «Комсомольск», ПСП «Орск» и многие другие.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИСТОРИИ

Тут надо отметить, что именно с объектов нефтепровода Гурьев — Орск, введенных в эксплуатацию в 1935-1936 годах, началась 80-летняя история нефтепроводного транспорта Казахстана.
Во время строительства нефтепровода Гурьев — Орск, в месте расположения его НПС отсутствовала инфраструктура внешнего электроснабжения и поэтому магистральные насосные агрегаты были оснащены дизельным приводом. Обслуживание дизельных приводов, обеспечение их запасом дизельного топлива создавало определенные трудности, и по мере строительства электросетей в 80-е годы начались работы по переводу нефтеперекачивающих станций на электрический привод. Так, в указанный период были переведены на электрический привод НПС№ 7, НПС№ 6 и НПС№ 3. Большинство работ в то время выполнялось силами БПО, и именно в этих работах оттачивалось мастерство специалистов, приобретался опыт.
Сама история нефтепроводов УЗКМН интересна тем, что каждый объект уникален и достоин отдельного внимания. Взять хотя бы НПС№ 3. Когда я впервые прибыл на эту станцию, я был удивлен, что на расположенной в степи станции, находящейся на сотни километров от ближайшего города, стоит солидных размеров добротный двухэтажный кирпичный дом. Кстати, на втором этаже этого здания была расположена «приезжая» — квартира, предназначенная для командировочных.
Так вот, однажды после рабочего дня Евгений Александрович Аничкин рассказал нам удивительную историю строительства этого дома, возведенного в послевоенные годы. Как следовало из рассказа Евгения Александровича, строили этот дом военнопленные немцы, а сама НПС№ 3 вошла в историю еще и тем, что в районе ее расположения в 1944 году была окружена и ликвидирована диверсионная группа немецкого Абвера. Возможно, эта НПС была объектом внимания гитлеровского командования в годы войны, и на ней планировалось совершение диверсионных актов. История о забросе диверсионной группы в годы войны в этом районе упоминается в повести С. Шакибаева «Падение Большого Туркестана».

ЛЕГЕНДЫ НЕФТЕПРОВОДА

История нефтепроводного транспорта богата и своими трудовыми подвигами, и людьми, которые их совершали. Мне посчастливилось, что моими наставниками стали именно такие люди-«легенды», как Михаил Ильич Нешев — начальник электроучастка БПО УЗКМН, Евгений Александрович Аничкин — начальник службы РЗА БПО УЗКМН, начальник БПО УЗКМН Николай Никонович Куванников, главный энергетик УЗКМН Петр Николаевич Иванов, главный механик УЗКМН Иван Дмитриевич Барчев, главный энергетик ЮжУМНПП Халел Абилхасанович Умбеталин.
Особые слова хочется сказать и о коллективе БПО. Обслуживание подстанций, распределительных устройств 6/0,4 кВ требовало наличие высококвалифицированных специалистов энергетиков, и поэтому электроцех и наша служба РЗА была, как говорится, «нарасхват». Руководил электроцехом Михаил Ильич Нешев. Уже в то время в свои 36 лет он являлся настоящим «корифеем» энергослужбы УЗКМН.
Михаил Ильич Нешев, начавший свою трудовую деятельность с электромонтера и в разное время работавший электриком, проработал в энергетических службах УЗКМН, а затем и АО «КазТрансОйл» более 40 лет.
В это время в БПО работало много молодых ребят, и выезды в командировки были, скорее всего, не в тягость, а в радость. Работали с охотой и большим энтузиазмом. Так, в электроцехе одним из мастеров был Володя Кретинин, а вторым мастером — Вячеслав Ганус. Так вот, в это время создали комсомольско-молодежную бригаду, и молодые ребята соревновались с бывалыми работниками более старшего возраста.
Также нельзя не отметить и службу механо-технологического оборудования. Начальников участков БПО Николая Александровича Пелекурцева и Валерия Константиновича Холкина.
Теплые слова хочется сказать и о начальнике Управления Западно-Казахстанскими магистральными нефтепроводами Василии Яковлевиче Швабауэре — Почетном нефтянике СССР. Он практически всю свою трудовую жизнь посвятил нефтепроводному транспорту и прошел путь от простого водителя до начальника управления. Василий Яковлевич уделял большое внимание техническому совершенствованию объектов УЗКМН и часто организовывал выездные технические совещания главных специалистов и начальников НПС непосредственно на объектах, где внедрялось новое оборудование, или на НПС, занявшей первое место по производственным показателям. После выхода на пенсию Василий Яковлевич некоторое время еще работал в УПТО и КО Атырау, в 1994 году переехал на свою историческую родину — в Германию.
Время идет, все меняется, и изменения не обошли стороной старейшее нефтепроводное управление СССР и Казахстана. В июле 1987 г. УЗКМН было ликвидировано, а его подразделения переданы в состав ЮЖУМНПП.
По большому счету ничего особенного не случилось, но на душе остался грустный осадок. Но, как говорится, нет худа без добра, и вхождение подразделений УЗКМН в состав ЮЖУМНПП расширило географию объектов и круг коллег и друзей. Так, Атырауское управление водоподготовки и водоснабжения, после вхождения в состав ЮЖУМНПП, стало эксплуатировать объекты водовода Астрахань — Мангышлак. Это слияние позволило мне познакомиться со старейшим работником ЮЖУМНПП, главным энергетиком ЛПДС «Кигач» Георгием Кузмичем Нерадовским, не один год проработать вместе с ветераном энергетического хозяйства ЮЖУМНПП, главным энергетиком Халелом Абилхасановичем Умбеталиным.
Раньше была хорошая традиция в «Главтранснефти» МНП СССР — проводить ежегодные технические совещания энергетиков нефтепроводных управлений. Организатором и непосредственным участником этих технических совещаний являлся Семен Семенович Дынин — главный энергетик «Главтранснефти», ветеран Великой Отечественной войны. Он очень хорошо знал цену жизни и поэтому будучи на гражданке уделял большое внимание надёжности и безопасности эксплуатации энергетического оборудования. Работая с молодежью, он многому ее научил.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Традицию проведения технических совещаний энергетиков, уже в ЗАО «КазТрансОйл», мы возродили в 2001 годувместе с тогда еще главным менеджером Женисбеком Кожасовичем Лукпановым. (в настоящее время – директор Западного филиала АО «КазТрансОйл», прим. ред.
Являясь учениками одного учителя — Халела Абилхасановича Умбеталина — мы с Женисбеком Кожасовичем научились новаторству и определенному авантюризму в хорошем смысле этого слова. И это во многом помогало нам в работе. Чего стоило продвижение идеи внедрения частотно-регулируемого электропривода на объектах АО «КазТрансОйл». Лишь благодаря личному упорству и настойчивости Ж.К. Лукпанова были выполнены работы по внедрению частотного электропривода на магистральных насосах НПС «Каламкас» в 2002 году. Опыта внедрения ЧРП в нефтепроводном транспорте не было, и все технические решения разрабатывались нами самостоятельно. Тут же готовились изменения в проектную документацию, как говорится, по факту. Никто, кроме нас, не верил в удачу данного проекта, и когда мы ввели ЧРП в работу, экономическая эффективность его поразила всех: экономия электрической энергии достигала 30%-50%. Лишь после этого дела пошли веселее, мы внедрили ЧРП на ГНПС «Узень», НПС «Б.Чаган», ГНПС «Алибекмола». Сегодня частотно-регулируемый привод магистральных насосных агрегатов внедряется повсеместно, и не только у нас в Казахстане: российские коллеги взяли наш опыт на вооружение и теперь повсеместно внедряют ЧРП на объектах «Транснефти».
Время работы в Западном филиале АО «КазТрансОйл» в профессиональном плане особо значимо потому, что именно в этот период мне с моим коллегой и другом Бауржаном Базарбаевичем Тлеужаном удалось воплотить в жизнь много новаторских идей по модернизации механо-энергетического оборудования. Так получилось, что почти одновременно мы с Бауржаном Базарбаевичем заменили в отделах главного энергетика и главного механика Западного филиала наших коллег старшего поколения. И нам представилась возможность уже самим определять техническую политику в области механо-энергетического оборудования, воплощать ее в жизнь и самим нести ответственность за принятые решения.
Наши коллеги всегда подшучивали над нами, что мы всегда вместе, как будто связаны одной муфтой, как насос с электродвигателем. Бауржан Базарбаевич среди многих коллег отличается своим оптимизмом, жизнелюбием и общительностью. Так, за четырнадцать лет совместной работы с Бауржаном Базарбаевичем мы внедрили на объектах АО «КазТрансОйл» более десяти новейших разработок в области механо-энергетического оборудования на трубопроводном транспорте. Вместе с другими коллегами нашей компании неоднократно отстаивали ее честь на международных конкурсах «Лучший по профессии» и неоднократно занимали призовые места.
Несправедливо будет, если не сказать и о молодых специалистах. Придя в нефтепроводный транспорт, эти юные ребята со временем становятся мастерами своего дела и уже сами передают свой опыт новому поколению нефтепроводчиков. Таких примеров масса, есть они и в нашем департаменте эксплуатации. Так, директор департамента Сабит Абильтаевич Арынов пришел в «КазТрансОйл» в 1997 году молодым специалистом после окончания института. За эти годы он прошел путь от оператора до директора департамента эксплуатации крупнейшей нефтепроводной компании Казахстана и сейчас руководит коллективом, определяющим основную техническую политику нашей компании.
Старейшее предприятие — нефтепроводный транспорт Казахстана и люди, с которыми я работаю — это и есть моя семья. Лично для меня слово «семья» имеет прямое значение: здесь я встретил свою будущую супругу.
В канун нашего профессионального праздника я хочу пожелать всем нефтепроводчикам здоровья, удачи, творческих успехов и исполнения всех заветных желаний!

С. Костин, заместитель
директора департамента
эксплуатации АО «КазТрансОйл»