В школу ребенок должен идти не за оценками

В канун Дня учителя редакция газеты «ПК» провела традиционную Прямую линию с руководителем областного управления образования Нурсауле Сайлауовой.

– Добрый день, Нурсауле Сайлауовна! Звоню из поселка Аккистау. Зовут Еркин. Хотел поздравить вас с наступающим Днем учителя. Желаю вам больших успехов в работе.

– Спасибо, Еркин. Это так приятно!

– Хотел спросить насчет школьной формы. Почему у каждой школы свой цвет? Нам сказали сшить жакет синего цвета. А у синего сорок оттенков. И мы долго не могли подобрать цвет. У всех он получился разный. В другой школе носят форму в клетку. Можно ли оставить все, как было раньше – белый верх и черный низ? Это очень практично и удобно.

– Интересный вопрос. И мы об этом много думали. На следующий год во всех общеобразовательных учебных заведениях нашей области будет единая форма. Мы хотели уже в этом году ввести единую школьную форму для всех учащихся, но просто не были готовы к этому. А в 2018 году у нас будет один стиль для всех школьников.

– А почему педагоги носят форму?

– Это выбор большинства учителей. И очень удобно для них – не надо ломать голову над гардеробом. Внешний вид педагога тоже играет свою роль. Он не должен отвлекать ребенка от восприятия школьного материала. Введение единой формы показало, что это очень практично.

 – Добрый день. Вас беспокоит Оксана, член родительского комитета. Директор школы попросил нас собрать номера сотовых телефонов всех родителей и создать единый школьный чат, куда будут включены все родители. Сказали, что это распоряжение управления образования. Для чего нужен чат?

– Да, мы дали такое распоряжение. По области создается чат-группа Министерства образования РК для прямого контакта с родителями. Министерство будет делиться новостями и комментариями. Родители получат сведения, как говорится, из первых уст, из первоисточников. Это снимет многие вопросы, так как мы видим, что информация до конечного потребителя чаще всего доходит в искаженном виде. Иначе говоря, новости сферы образования будут оперативными, объективными и доходчивыми.

– Мы живем и учимся в селе Утеры Курмангазинского района. Нам до сих пор не привезли учебники. Обещали решить проблему до конца месяца, но пока ничего нет.

– Я знаю о вашей проблеме. Книги должны получить в самые ближайшие дни. Задержка случилась не по вине управления образования. Мы дали заявку на новые учебники еще весной, но подвел издатель. Прошу отнестись к проблеме с пониманием. На сегодня мы почти все школы обеспечили учебниками.

 – Добрый день, Нурсауле Сайлауовна. Мы неоднократно обращались в акимат города Атырау с просьбой построить нам новую школу имени Г. Муратбаева в п. Жумыскер. Наша школа очень старая, полы сровнялись с землей. Просим оказать содействие в сносе старой школы.

– Мы знаем об этом. Решением комиссии объект признан аварийным, на сегодня идет разработка проектно-сметной документации на строительство школы на 300 мест. Хочу отметить, что старые ветхие здания, в том числе и школы, сразу за два года не сносятся. Эксперты должны дать свою оценку. По их заключению принимается решение о сносе или ремонте. Затем составляется проектно-сметная документация, которая также стоит немалых денег и требует времени. Она также проходит экспертизу. И только потом выделяются деньги на строительство, которое занимает в среднем полтора года. То есть процесс долгий. Поэтому не стоит ждать, что уже в 2018 году вы въедете в новую школу. Надо подождать и объяснить положение детям и родителям.

 – Скоро День учителя. В прошлом году мой сын, ученик 4 класса, хотел подарить букет цветов свой любимой учительнице. Это как знак уважения, благодарность за труд, желание порадовать человека. Но директор на собрании нам строго-настрого запретил приносить цветы в школу. Некоторые учителя говорили, что возле школы могут дежурить сотрудники финансовой полиции. Вот мы до чего докатились в борьбе с коррупцией.

– Я с вами совершенно согласна. Дарить цветы – это признак уважения и благодарности. Тем более учителям, представителям такой благородной профессии. Это еще и традиция. Но некоторые так не считают. И мы с директорами школ договорились не запрещать дарить цветы на День учителя. Все остальное действительно может создать проблему.

– Здравствуйте, меня зовут Айдын Айсарулы. Мой сын учится в 7 классе. Можно ли учить русский язык по старому учебнику? По новому учебнику нам трудно выполнять домашние задания. И вообще много чего непонятно, сложно осмыслить.

– Добрый день, Айдын. Я уже поняла, о чем вы дальше скажете. Новые учебники, особенно русского языка за 7 класс – тема номер один в обсуждении. Он действительно нуждается в корректировке. Но это – дело времени, а нам же надо учить детей здесь и сейчас. Поэтому мы посовещались со специалистами Методического кабинета и опытными учителями русского языка и на сегодня в ускоренном темпе готовим свою программу, в которой отразится, если сказать просто, прежнее содержание и новое – с учетом требований времени.

– Наша школа в с. Курсай новая, там очень хороший спортзал. Но по субботам и воскресеньям он обычно закрыт. Все дети, кто рядом живет, учатся в этой школе. Можно ли сделать спортзал доступным для детей в выходные и каникулярные дни? Можно ли открыть секции в школах, где есть хороший спортзал? Можно ли в выходные дни открыть в школах бесплатные или платные курсы языков или других предметов?

– К сожалению, нет. Нас, учителей, в первую очередь волнует безопасность детей. А в выходные и каникулярные дни школа за них ответственность не несет, все это ложится на плечи родителей или опекунов. Во многих школах открыты дворы, дети играют там, никто не запрещает.

Насчет курсов в выходные дни тоже положительного ответа дать не могу, так как у школы другие функции. Насчет спортзала или других развлекательных мест можно обратиться в акимат. Я понимаю, что в некоторых селах школа – единственная достопримечательность. Но у нас другие функции. Мы не занимаемся обеспечением отдыха и досуга населения.

– Мой сын учится в 11 классе. Он, как гражданин Казахстана, хочет изучать физику или химию на своем родном казахском языке. Почему его лишают конституционных прав?

– Никто никого не лишает конституционных прав. Физику, химию и другие предметы на английском языке дети будут изучать только в 11 классе, а физика и химия вводится в школьную программу в 7-8 классах, то есть до 11 класса каждый будет изучать их на государственном или русском языке. Преподавание этих предметов на английском языке вводится лишь в 11 классе, причем не на все сорок минут, пока идет урок, а поэтапно – 5-10-15 минут – дети будут изучать теорию и т.д. Поэтому никаких нарушений конституционных прав здесь нет.

– Здравствуйте. Как я слышала, в этом году акимат области выделил гранты для получения педагогических специальностей. А будут ли такие гранты распределяться в 2018 году? С какими баллами можно будет претендовать на них?

– В этом году аким области выделил 178 грантов для обучения педагогическим специальностям. Акимат области обещает поддержать ребят и в будущем году. Были такие случаи, когда дети с 114 баллами – а это хороший показатель – не могли получить грант. Для них это будет дополнительный шанс.

– Добрый день, Нурсауле Сайлауовна. Я звоню из поселка Макат. Почти сорок лет проработала в системе образования. Уже давно на пенсии. Хотела у вас спросить, вы сами, как педагог, как родительница, поддерживаете такие преобразования в школе? Столько реформ, столько изменений происходит в образовательной системе. Как дети, учителя могут так быстро привыкнуть к этому?

– Я с вами согласна в том, что изменений действительно много. Но все они только во благо. Любое изменение или новшество идет на пользу. Тем более если это касается подрастающего поколения. Многие до сих пор продолжают поддерживать прежний метод работы, говорят, что раньше преподавание было намного лучше, это была одна из лучших систем в мире. Я согласна с такими доводами и сама так училась. Но время требует перемен, причем стремительных. Ученые говорят, что современный человек за 2-3 месяца получает столько информации и в целом образования, сколько за всю свою жизнь получал человек, живший в XVII веке. Общество, мир, вся цивилизация стали стремительно развиваться, и мы должны поспевать. Мы не можем завтра, послезавтра и еще три года разрабатывать и разработать новации, а потом постепенно внедрять их в программу и так далее. Иначе самим сложно будет. Мы должны готовить конкурентоспособных людей. Поэтому идет активное реформирование всей системы образования. И это касается не только школы, но и детских садов, колледжей, вузов.

Цель одна – дать практичные знания детям. Мы о чем спрашиваем детей, когда они приходят домой со школы: «Сколько ты получил?». Так ведь? Почему-то это стало привычкой, и практически никто не интересуется, что нового узнал ребенок. А он, боясь расстроить родителей, все машинально заучивает. Таблицу умножения зубрили как стихи. Машинально, не имея представления как складывается правильный ответ. Знали просто, что это будет сорок девять. Зубрили ради четверки-пятерки тему по химии в десятом классе «Основные классы неорганических соединений». А сами через два дня забывали ее. Хвалим ребенка не за знания, а за пятерку, то есть за оценку. Порой такие баталии бывают в школе ради итоговой оценки. Дрожим на ЕНТ вместе с детьми – сколько баллов получит. Знания ушли на второй план – главное оценки. А жизнь вносит свои коррективы. Троечники становятся успешными людьми, бизнесменами, а у отличников порой не складывается жизнь. Это я вам в двух-трех словах все объясняю. В школу ребенок должен идти не за оценками, а за знаниями. Вот поэтому такие перемены мы сейчас переживаем. И вы, наши ветераны педагогики, наши родители, должны для начала понять суть программы и помочь нам.

– Я все поняла. Спасибо. До свидания.

– И вам спасибо. Вы же тоже педагог, хоть и на заслуженном отдыхе. Поздравляю вас и всех наших учителей с профессиональным праздником!

Марина КУАНЫШЕВА