Всегда в движении

Сразу за железнодорожным вокзалом справа начинаются владения организаций, прямо причастных к рутинной деятельности огромного железнодорожного массива. С давних времен аббревиатуры эти, похожие то на птичий клекот, то на малую кальку с польского языка с его шипящими звуками – «ЭЧ, «ШЧ», «ПЧ», «НЧ» – вызывали смех да и только. И что ж, так повелось, и вошли они в речевой оборот сей полувоенной организации.

…ШЧ-8 – 8-я Атырауская дистанция сигнализации и связи Нацкомпании «Қазақстантеміржолы», основана без малого полвека назад. Магистраль Гурьев – станция Аксарайская (крупное узловое соединение неподалеку от Астрахани) дала мощный толчок развитию инфраструктуры на ее 328-километровом протяжении. Возникали станции, разъезды, обраставшие техникой, механизмами, рабочей силой. Путникам неведомы заботы одетых в оранжевые куртки работников; для них, мирно сидящих и лежащих в своих вагонах, они на одно лицо и – едет поезд, ритмично перестукивают колеса, есть кипяток, ну и ладно.

– 182 человека в нашем коллективе. Электромонтеры, электромеханики – основное его ядро. Задача одна – четкость движения пассажирских и грузовых поездов. Раз расширяется вагонное хозяйство, укладываются дополнительные пути, то, соответственно,  растет и инфраструктура ШЧ. Количество стрелок на раздельных пунктах, их 274; число светофоров – 621; объемно и энергохозяйство. По итогам прошлого года среди 36 родственных организаций Казахстанской сети наша заняла второе место по показателям.

Начальник дистанции Кабидолла Айтимов ровно четверть века возглавляет организацию. Выпускник Алматинского института инженеров транспорта, он накопил большой опыт, которым делится с коллегами, его в кратковременные отлучки успешно заменяет «птенец» из того же алматинского гнезда Даурен Елеуов.

Многотонные составы денно и нощно воздействуют весом на рельсы, климатические условия также воздействуют на кабельные соединения, перемычки, стойки и другие узлы и детали. Техническое оснащение путей – под постоянным контролем. Возникающие неполадки тут же просматриваются на стендах, компьютерах. Подается команда, и где ближе участок разъединения, порывы линии, туда стремглав мчатся малая и большая команды.

Слаженность в действии в обеспечении безопасного движения поездов зависит и от соседнего хозяйства – ЭЧ. Ток дает работу всем механизмам и устройствам. В форс-мажорных случаях (отключение электроэнергии) имеется резервное питание в виде дизель-генераторов. А еще – аккумуляторы 8-часового действия…

И предшествующие руководители дистанции, такие как Владимир Попов, Жолмурат Изжанов, Гази Тасимов, Бекболат Нарегеев (известный еще и как мэр г. Атырау), и нынешний начальник постоянно совершенствуют организацию своего хозяйства. Легче сказать, чего не было сделано. Все перегоны оборудованы устройствами однопутной автоблокировки от ст. Аккистау до г. Атырау, на пескозаносимых участках внедрены 114 разрезных специальных точек. Меняются светофорные комплекты, так называемые маятниковые трансмиттеры. На станциях до разъезда №9 им. Д. Нурпеисовой организованы (открыты) комнаты отдыха, никак нельзя без поездной и маневровой радиосвязи. И так далее – еще несколько страниц занял бы перечень проведенных мероприятий.

…Сегодня, то есть в пятницу, к концу рабочего дня состоится торжественное заседание в здании Атырауского отделения магистральной сети, так теперь именуется бывший НОД-4 на Сырыма Датова. Такие опытные и мастеровитые связисты, как мастер профессионального обучения Баесен Уандиков, старшие электромеханики Берик Жекшимов и Есенбек Исмагулов, старший электромеханик службы КипиА Роза Утегалиева, менеджер по кадрам Роза Туманова и многие другие заслуженно подымут бокалы за то, чтобы поездам всех типов был на всех участках и перегонах только зеленый свет.

Каирбек ЕРМУХАНОВ