Вот это номер! | Общественно-политическая газета Атырауской области

Вот это номер!

– Говорят, там за 2,5 млн. тенге можно купить «Тойоту-Камри», свежую, в отличном состоянии…

– Да, тоже слышал. А еще оттуда везут много минивэнов, и все хорошего качества.

– Тоже съездить что ли?

– Ну да! Съездишь купишь, а на учет здесь не поставишь… Будешь потом ходить дрожать, когда же ее заберут на штрафстоянку или заставят пройти растаможку…

– Ох, не говори! И пошлины такие, что заплатишь столько же, во сколько обошлась сама машина…

Это, можно сказать, классический диалог двух приятелей, казахстанцев, находящихся в поисках автомашины, не имеющих возможности купить новое авто в салоне, но при этом не желающих садиться на старую, на ходу разваливающуюся телегу с 20-летней историей эксплуатации.

«Там» – это в Армении. Именно туда сейчас устремились большинство атырауских автолюбителей для приобретения себе авто. В Интернете и социальных сетях можно найти множество видео, в которых покупатели восторженно рассказывают о преимуществах армянского рынка подержанных автомашин: и цены низкие, и машины приличные.

Горожане, наверно, заметили, что в последнее время на улицах Атырау появилось много автомобилей с армянскими номерами. С тех пор как Армения вступила в Евразийский экономический союз, при этом выторговав для себя льготные таможенные ставки на ввоз иностранных подержанных автомобилей, казахстанцы чаще стали присматривать себе «железного коня» именно в этой стране. Эти облегченные пошлины действуют в течение трех лет: с 2015 по 2018 год – в так называемый переходный период.

«Граждане Армении могут ввезти автомобили в Армению по облегченным таможенным ставкам, но если они дальше перемещаются внутри нашего Евразийского экономического союза – допустим, привезли машину в Казахстан, то разницу в таможенных пошлинах надо доплатить. Таковы правила», – пояснил в интервью порталу informburo.kz министр финансов РК Бахыт Султанов.

Между тем предприимчивые жители нефтяной столицы нашли способ привозить автомашины из Армении, ездить на них в Атырау, но при этом не платить за них ввоз­ную пошлину.

Как пояснили «ПК» в областном департаменте государственных доходов (ДГД), владельцы автотранспорта с армянскими номерами становятся на временную прописку по месту покупки автомобиля и с этим документом приезжают сюда.

«Поэтому они не платят здесь ни налогов, ни таможенных пошлин. Только платят за страховку на границе, когда въезжают в Казахстан», – говорит Алия Мендибаева, и.о. руководителя управления по разъяснительной работе ДГД Атырауской области.

По ее словам, если ввозить и регистрировать здесь, то владельцам надо заплатить таможенную пошлину, размер которой в зависимости от объема двигателей транспорта варьируется от 800 тысяч до 3 млн. тенге.

При этом требования к автомашинам с армянскими государственными регистрационными номерными знаками такие же, что к автомобилям с казахстанскими номерами. То есть автовладелец должен иметь при себе страховку, акт о техническом осмотре, аптечку, огнетушитель и т.д.

Если страховку можно купить прямо на границе, при въезде в республику, то для того чтобы пройти техосмотр, автовладельцам приходится обратно выезжать в Армению, где зарегистрирована автомашина.

Аналогично поступают и владельцы автомашин с российскими номерами. С некоторых пор жители Казахстана стали покупать подержанные авто и в России, особенно, российского производства.

Для того чтобы ездить в Атырау на авто с российскими номерами, достаточно иметь при себе доверенность от владельца авто, страховку и акт о прохождении техосмотра.

Обычно в таких случаях казахстанец покупает у россия­нина машину, но оставляет регистрацию на бывшем владельце, берет доверенность с правом выезда за границу, оформляет страховку, техосмотр и ездит себе припеваючи. Только раз в год для прохождения техосмотра надо будет выезжать обратно в Россию.

Конечно, у обывателя возникает вопрос: а что если водитель с иностранными номерами становится виновником дорожно-транспортного происшествия и не захочет взять на себя ответственность, бросит место ДТП, убежит; как тогда его найти? А как быть с нарушениями, которые фиксируются на видеокамеры? По какому адресу отправляют штрафы?

В департаменте внутренних дел Атырауской области нам ответили, что при ДТП водители автотранспортных средств, зарегистрированных за пределами Республики Казахстан, несут ответственность на общих основаниях, в соответствии с законодательством РК.

Согласно части 2 статьи 611 Кодекса об административных правонарушениях РК «Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами сроком на один год».

«За истекший период текущего года в отношении 6 водителей с иностранными государственными регистрационными номерными знаками применены санкции в виде лишения водительских прав», – сообщила Назымгуль Кайсагалиева, руководитель отдела государственного языка и информации ДВД области.

Полагаю, страхи граждан немного преувеличены. Как минимум, на границе при первичном въезде в республику и получении страховки данные автовладельцев фиксируются. Согласно Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», как пояснили нам в Атырауском филиале Национального банка РК, страховку должны иметь даже временно въехавшие на территорию республики транспортные средства.

И даже если допустить, что нигде в Казахстане иностранное авто не было взято на учет, то можно быть уверенным, что всю необходимую информацию можно будет найти по месту регистрации транспорта, в той же России или Армении. Возможно, это займет немного больше времени, чем если бы дело касалось авто с казахстанскими номерами.

Согласно Закону РК «О дорожном движении», «государственной регистрации не подлежат: легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их шасси специальные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее одного года». Однако по истечении одного года эти авто должны пройти регистрацию или покинуть страну.

По поводу нарушений, фиксируемых на уличные камеры, и отправки штрафных квитанций владельцам авто с иностранными номерами в полиции нам ответили, что «сейчас этот вопрос решается». Пока же, по нашим сведениям, дорожный патруль вынужден с каждым нарушителем работать индивидуально и вести свой учет иностранных авто.

Дулат ТАСЫМОВ

Фото: pravda.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *