Возвращение из небытия | Общественно-политическая газета Атырауской области

Возвращение из небытия

Изучая прошлое, мы опираемся на архивные документы, но все ли написанное соответствует исторической правде? Если нет, то где же Истина? Судьба хана Младшего жуза Абулхаира, трагически погибшего от рук султана Барака, натравленного царской империей, чтобы убрать с политического поприща мудрого хана, была описана в учебниках советского периода с искажениями в угоду идеологии. Впрочем, как и многие другие исторические факты.

Теперь ученые-историки пытаются воспроизвести события прошлых лет. И в этой просветительской миссии принимают участие многие неравнодушные казахстанцы. Наша газета внимательно отслеживает деятельность общественной инициативной группы, созданной с целью возвращения из небытия двух ярких личностей – Абулхаир хана и Бопай ханым, представлявших не только гармоничную семейную пару, но и мудрых политиков, воспитавших сразу трех ханов в семье.

Как отмечает руководитель группы Ислам кажи Мырзабекулы, за два последних года сделано очень многое. «Работа ведется системно, мы совершили три экспедиции в Илецкий район Оренбургской области, где захоронена Бопай ханым. Сделали ограждение, поставили надгробный камень. Далее привезли горсть земли и установили турпат, чтобы каждый мог поклониться праху великой женщины казахского народа, внесшей после смерти мужа вклад в сохранение целостности Казахского ханства. Провели осенью 2017 года в Кульсары научно-практическую конференцию, где ученые Западного Казахстана озвучили новые исторические факты, найденные в российских архивах. В данное время ведется работа по установлению памятника Бопай ханым. Мы рассматриваем варианты установления памятника в одном из западных городов», – поведал нам общественник.

 

Премьера спектакля «Хан кегі»…

…состоялась в Актауском областном музыкальном драматическом театре имени                Н. Жантурина. Драма поставлена по сценарию лауреата Государственной молодежной премии «Дарын», обладателя ордена «Құрмет», поэта Светкали Нуржана. В своем выступлении перед зрителями после премьеры он отметил, что в основу драмы был взят его дастан, написанный 17 лет назад. «Молодой режиссер Гульсина Мергалиева пообещала, что это будет драма. И сегодня после премьеры я остался доволен», – подчеркнул автор.

Постановка понравилась и зрителям. В зале стояла такая тишина, что было слышно, как пролетает муха, несмотря на то, что спектакль длился полтора часа. Игра мангистауских актеров впечатлила, хотя средний их возраст колеблется до 40 лет. Роль Абулхаир хана сыграл лауреат государственной молодежной премии «Дарын» Медгат Умиралиев, в роли Бопай – Арай Омарова, в роли Неплюева – Рамазан Актаев, Тевкелева сыграл отличник культуры РК Кенжебек Башаров. Особо стоит отметить игру актера Айбека Иманкулова, сыгравшего султана Барака.

Постановка вовлекает зрителя в атмосферу прошедшей эпохи, когда ежечасно приходится решать вопросы государственной важности, поскольку угрозу безопасности представляют практически все соседние государства. Сцены обсуждения актуальных вопросов проходят как при ставке хана, так и в семейном кругу вместе с драгоценной супругой Бопай, которая всегда подскажет самое верное решение. Актрисе Арай Омаровой удалось убедительно передать всю тяжесть горя от невосполнимой утраты, когда трагически погибает ее муж хан Абулхаир. Ее терзает не только смерть мужа, но и мысль о том, что убит он соотечественником, султаном Бараком. Она не могла оставить его без наказания, но понимает, что самоуправства допускать нельзя. Какое мудрое решение! В ней борются две ее ипостаси: жены, потерявшей супруга, и государственного деятеля. Мы уже упоминали, что Бопай самостоятельно вела переписку с царским двором. Она два года отправляла письма, требуя наказания для убийцы.

В спектакле был сильным момент диалога Неплюева с Тевкелевым, когда была произнесена фраза одним из них: «И откуда взялась эта женщина?! Такая настойчивая и непоколебимая? И кто эти люди, адайцы? Такие непокорные и целеустремленные!» Два года султан Барак мучается от угрызений совести. Каждый его день превратился в кошмар. Окружение от него отошло. Наказания нет. Авторитета былого тоже. Бопай ханым, конечно, не был известен устный договор султана с царским двором о его будущем назначении. Но и двор не собирается назначать слабого и не пользующегося авторитетом человека. Политические интриги, смерть, враги, предательство – в этом мире проживет Бопай ханым еще сорок лет без мужа. Но не сдастся. Ее три сына будут избраны ханами. Каким был конец жизненного пути Барака? Потерявшая терпение Бопай, осознавая, что все сроки ожидания прошли, созывает совет, на котором принимает решение отомстить за мужа. Но не смертью, а унижением достоинства Барака (я нарочито не раскрываю весь сюжет, чтобы сохранить интригу). В постановке Барак, завидев батыров Младшего жуза Шотана, Коная, Карпыка, Аргынбая, Айбаса и других, перерезает при них себе горло… Убийца понес достойное наказание.

По мнению Игилика Барсайулы, ветерана труда из Актюбинска, активного члена инициативной группы, спектакль поставлен своевременно: «Мы работаем над возрождением в истории личности Бопай ханым, одной из ярких женщин в истории Казахского ханства, вот уже два года. Театральная постановка повествует о ее сложной судьбе, актерскому составу удалось передать историческую атмосферу. Надеемся, что поставлен еще один краеугольный камень в данном вопросе».

 

А что же дальше?

Ислам Мырзабекулы вынашивает идею об установлении памятника Бопай ханым, рассматриваются различные варианты. Еще один важный вопрос – изыскать средства для его изготовления. Если памятник, то нужно 5-7 миллионов тенге, если бюст – наполовину меньше. Как сообщили гражданские активисты, они планируют провести еще одно значимое мероприятие, будет ли это конференция либо другой формат, время покажет.

Что я могу сказать? Как обычно: «Продолжение следует». Поскольку считаю своим гражданским долгом освещение подобных инициатив.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Атырау – Актау – Атырау