БОРЬБА С СОБСТВЕННЫМИ ЖЕЛАНИЯМИ — ЭТО И ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ДЖИХАД

В последнее время те или иные слова из религиозной терминологии все чаще применяются в средствах массовой информации, в межличностном общении. Из-за недостатка знаний им придают другой смысл. В данной статье Кайрата Жолдыбайулы, заместителя председателя Духовного управления мусульман Казахстана, наиб-муфтия, опубликованной в ежемесячном журнале «Иман», мы попытаемся восполнить пробел относительно слова «джихад», которое часто используется в нашей жизни.

Все деяния, сделанные во благо Всевышнего, именуются словом «джихад». К примеру, чтение при любых жизненных обстоятельствах пятикратного намаза, соблюдение Оразы порой в небывалую жару, любое деяние, направленное на разъяснение сути религии ислама, Аллаха, любые поступки, большие либо малые, направленные на искоренение негативных явлений, — все это входит в понятие джихад.
В первую очередь джихад — это работа над собой, очищение своего внутреннего мира, сердца от зависти, неудовлетворенности, лени, гордости, беспокойства и наполнение его красивыми и благородными чувствами. Одним словом, непрерывная работа над собой. Если человек не смог справиться с собственными желаниями, как он может изменить мир другого человека?!
Исходя из этого понятно, что борьба с внутренними пороками важнее, чем внешняя. Как может человек дать что-то другому, если у него у самого этого нет? Как-то Пророк Мухаммед (мир ему) встретил возвращавшихся с военных действий сахаба, которые сказали ему: «Мы возвращаемся с большого джихада». Пророк, подумав, ответил: «Вы возвращаетесь с малого джихада и приступите к исполнению большого джихада». Эти слова привели в замешательство сахаба, ведь они проливали свою кровь на войне, отдавали свои жизни ради распространения ислама, разве это не самое важное?! «В таком случае, что такое большой джихад?» — спросили сахаба. На что Пророк ответил: «Это борьба с собственными желаниями».
В чем глубинный смысл данных слов? «Чужая душа — потемки», — недаром говорят в народе. Бороться с собственными желаниями, уметь их сдерживать, отказывать себе в чем-либо намного сложнее, чем бороться с явным врагом. Возможно, многие согласятся, что человек часто не может обуздать свои эмоции, которые бывают не всегда положительными. Порой мы так легко разбрасываемся словами, обвиняя всех и вся, но не торопимся заглянуть внутрь собственного мира, проанализировать, почему случилось подобное? Что стало причиной, может, сам человек каким-то образом способствововал созданию той или иной ситуации, которая и привела к эмоциональному срыву? По этой причине Пророк приравнял борьбу с внешним врагом к малому джихаду, а борьбу с собственными пороками — к большому джихаду.
В одном из хадисов Пророк развил данную мысль, сказав: «Тот, кто борется с собственными пороками, совершает ежедневно большой джихад».
В целом, слово «джихад» имеет несколько значений. К примеру, врач, который постоянно пополняет свои знания для улучшения здоровья народа, либо экономист, который постоянно находится в поиске путей для повышения благосостояния своего народа, либо учитель, который дает разносторонние знания детям — молодому поколению, считается, что каждый из них совершает постоянно в своей жизни джихад.
Мусульмане, которые, неустанно трудясь, повышают свой доход, и делятся с другими, строя мечети, медресе, помогая нуждающимся, в том числе сиротам, также совершают джихад на своем Истинном пути. Эту мысль Пророк (мир ему) подчеркнул в одном из своих хадисов: «Тот, кто постоянно помогает вдовам, сиротам, находится на одной ступени с тем, кто совершает джихад на пути служения Аллаху».
Хочу отметить, что к джихаду можно причислить следущий случай, который так часто бывает в жизни любого человека. Если вы всегда задумываетесь, прежде чем произнести любое слово, кратки, лаконичны и умеете придержать собственный язык, чтобы не обидеть другого человека — это тоже считается совершением джихада. Если вы вообще ничего не говорите, а только своей мимикой — движением бровей либо улыбкой (ни в коем случае не насмешливой!) реагируете на ситуацию, то это тоже можно причислить к совершению джихада.

Гульжан ЕЛЕШЕВА