АТЫРАУ — В ТРОЙКЕ «ЛИДЕРОВ» | Общественно-политическая газета Атырауской области

АТЫРАУ — В ТРОЙКЕ «ЛИДЕРОВ»

В Казахстане будет разработана новая антикоррупционая стратегия и начнется масштабная борьба с выводом средств в офшоры. Кроме того, финансовая полиция страны предлагает ввести уголовную ответственность для чиновников, которые используют свои должностные полномочия и влияние для лоббирования интересов отдельных граждан или предприятий. Об этом шла речь на заседании Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Республики Казахстан. В режиме селекторной связи в нем приняли участие сотрудники финансовой полиции региона.
Даешь агитацию!
Начальник информационно-аналитического департамента Агентства Олжас Бектенов рассказал о результатах реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы РК по итогам 2013 года. Наряду с положительными результатами выявили и недостатки, которые были допущены гос-органами при ее реализации. Такие нарушения связаны с некачественным и формальным исполнением отдельных мероприятий. В результате большинством госорганов предоставляются дежурные отписки о проводимой работе.
Отмечалось, что работа по исполнению Отраслевой программы в регионах организована весьма слабо. Акиматы областей, в основном, ограничиваются дублированием мероприятий, указанных в правительственном Плане мероприятий по реализации Отраслевой программы. При этом не учитывались вопросы противодействия коррупционным проявлениям с учетом специфики регионов. Не проведен анализ по определению наиболее подверженных коррупции сфер и не выработаны конкретные меры по исключению условий, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений. А в отдельных ведомственных планах даже отразили мероприятия, которые и без вынесения их в отдельный документ должны обязательно в соответствии с действующим законодательством осуществляться. Например, проведение аттестации госслужащих, обеспечение своевременной сдачи деклараций о доходах и имуществе, прохождение обязательной специальной проверки, своевременное рассмотрение обращений граждан и другое.
«Отличилась» Атырауская область — в регионе не выпустили агитационные материалы, не провели работу по профилактике и выявлению нарушений Земельного кодекса при закреплении земельных участков, исключению незаконного передела закрепленной земельной собственности, проинформировали на Общественном совете. В целом, по Казахстану нет общественного контроля за предоставлением жилья из государственного жилищного фонда, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Неудивительно, что такие формальные и малоэффективные региональные планы за годы реализации Отраслевой программы не воздействовали положительно на ситуацию с коррупцией на местах, которая наоборот ухудшилась, подчеркнули на Общественном совете. Как показатель — немало выявленных коррупционных преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов. В республике в 2013 году против должностных лиц акиматов всех уровней выявлено 660 преступлений или 46?% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним. В разрезе регионов наибольшее количество таких преступлений зарегистрировано в Южно-Казахстанской (140), Восточно-Казахстанской (91), Атырауской (90), Жамбылской (89), Костанайской (86) и Павлодарской (71) областях. Соответствующее письмо об этом Агентство направило в Канцелярию Премьер-министра РК.

Чужой опыт
Во исполнение поручения Главы государства о формировании и реализации новой антикоррупционной стратегии Агентство разработало проект стратегии и направило на согласование в госорганы. В основу документа взят передовой зарубежный опыт.
На взгляд финпола, значимым результатом последовательной и логически выстроенной антикоррупционной работы должно стать введение уголовной ответственности за торговлю (злоупотребление) влиянием в корыстных целях, то есть покровительство за счет использования должностных полномочий.
Следующей отраслью, в которой финпол считает необходимым внедрить аналогичные принципы, будет строительство. В отличие от других отраслей экономики, отечественный строительный сектор активно работает с бюджетными средствами. Остается нерешенной проблема отсутствия прозрачности при строительстве социальных и инфраструктурных объектов, обуславливающая неэффективное освоение, а в определенных случаях и хищение бюджетных средств.
В антикоррупционной стратегии предусмотрен ряд мер по присоединению к Инициативе прозрачности строительных отраслей (ИПСО), международной организации, вырабатывающей принципы прозрачности и подотчетности в реализации строительных проектов. Вместе с разработкой эффективных механизмов общественного контроля это должно значительно снизить коррупциогенность строительной отрасли Казахстана.
При разработке стратегии финпол уделил пристальное внимание и проблеме масштабного использования офшоров отечественными предприятиями. В этой связи, помимо перманентного вывода капитала за рубеж, актуальной становится проблема отсутствия прозрачности в структуре владения стратегическими казахстанскими компаниями.
— В настоящее время идентификация конечного бенефициара компании представляется невозможной в связи с использованием механизмов по типу «слепых» трастов, — акцентировалось на заседании. — Сложившаяся ситуация осложняется тем, что офшорные юрисдикции позволяют легализовать незаконно нажитые капиталы, в том числе коррупционного происхождения. Как правило, затем «грязные» деньги возвращаются в Казахстан под видом респектабельных иностранных инвестиций.
На Общественном совете рассматривалась и проблема повышения эффективности механизма государственных закупок. Необходимо перекрыть возможности для вывода значительных государственных денежных средств, осваиваемых путем проведения закупок, обеспечить подотчетность каждого тенге, потраченного государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.
Практика выявления экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок доказывает важность кардинального изменения существующих процедур закупок, основываясь на принципах предварительной квалификации всех потенциальных поставщиков, определения единым организатором закупок соотношения сложности проводимых закупок требуемому уровню квалификации, автоматизации процессов информирования соответствующих потенциальных поставщиков, подачи ценового предложения, заключения договоров. Право подрядчика по распоряжению и использованию бюджетных средств по договору должно налагать обязанность по соблюдению полной прозрачности перед государством и обществом.
К слову, Агентством финансовой полиции республики совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются вопросы ратификации Конвенций Совета Европы об уголовной ответственности и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, а также вступления Казахстана в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Предполагается, что вступление в ГРЕКО позволит улучшить позиции Казахстана в международных антикоррупционных рейтингах.

Фильтр дежурного офицера
Приоритет финпола — защита предпринимательства от вмешательства в его законную деятельность, а также противодействие коррупции в частном секторе. В ведомстве разрабатывается Антикоррупционная хартия бизнеса.
Риск нарушений прав предпринимателей наиболее высок на стадии, так называемых, доследственных проверок, поэтому Агентство приняло комплекс мер по модернизации формы и порядка организации досудебного производства. В первую очередь, наведен порядок в учетно-регистрационной дисциплине. Использование электронной регистрации заявлений и сообщений благоприятно отразилось не только на формировании объективной статистики о преступности, но позволило повысить эффективность ведомственного контроля. Теперь любое зарегистрированное сообщение, по которому начата проверка, видно в центре финпола и при необходимости контролируется, обеспечивая законное решение.
Введен и институт «дежурного офицера», в функции которого входит первоначальное рассмотрение всех поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Им обеспечивается своевременная регистрация сообщений, определяется их характер, то есть криминальные, административные, некриминальные, и с учетом этого заявления сообщения распределяются по службам. То есть уже на первоначальной стадии дежурный офицер фильтрует все сообщения, обеспечивая проведение проверок только по криминальным фактам. В результате наметилась тенденция по снижению криминализации заявлений. Одним словом, по материалам с признаками гражданско-правовых отношений люди не вовлекаются в уголовно-правовую сферу.
Именно повышение роли следователя на стадии доследственной проверки служит упреждающим фактором возможных нарушений прав предпринимателей.
Число проверок субъектов малого и среднего бизнеса по инициативе органов финансовой полиции за последние три года существенно сократилось. Впервые за последние годы зафиксировано улучшение криминогенной ситуации.

СПРАВКА «ПК»:

В 2013 году должностными лицами акиматов совершено 90 преступлений, в том числе нарушения в сфере госзакупок — 42, злоупотребление должностными полномочиями — 12, мошенничество — 3, взяточничество — 5, служебный подлог — 20, подделка и изготовление документов и штампов — 3, легализация имущества, добытого преступным путем, — 3, превышение власти — 1, незаконное участие в предпринимательской деятельности — 1.

Светлана НОВАК