Атырау-Астрахань: Готовность №1

Готовность номер один. Именно так специалисты называют этап строительства автотрассы Атырау–Астрахань. Из республиканского бюджета выделено двадцать шесть миллиардов тенге на первый участок трассы длиной в 60 километров из общих 277 километров от границы города до Государственной границы. Определен подрядчик, приступивший к созданию необходимой для строительства базы с поселком на пятьсот человек. Решен и вопрос с финансированием строительства оставшейся части дороги.

Сегодня эту горе-дорогу, именно так окрестили ее водители, уже называют просто направлением. За 30 лет службы трасса превратилась в сплошные ямы и колдобины. Иначе быть и не могло, дорогу все эти годы ни разу не ремонтировали. И как плачевный итог – 277 километров разбитого полотна, которое уже невозможно реанимировать. Миновать этот путь, ничего не сломав или не вылетев в кювет, удается немногим. Экстремалам, отправляющимся в Атырау или Астрахань, позавидовали бы участники ралли Париж-Дакар. Дорогу придется строить заново.

К слову, строить дорогу будет казахстанско-турецкая компания ТОО «СП «Сине Мидас Строй», работающая на этом рынке с 2006 года. В активе компании – дороги в Актобе, Кызылорде, а также дорога к известному пункту пропуска «Хоргос».

На сегодняшний день дорожники уже приступили к созданию необходимой для строительства базы. Дело это не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд. Необходимо получить массу разрешений на отвод земли, провести разведку карьеров, откуда можно брать песок и щебень, получить разрешение на их добычу. А еще нужен асфальтовый завод, и, конечно, необходимо построить  поселок на пятьсот человек для дорожных строителей. Согласно утвержденному графику строительства дороги, на все отведено 26 месяцев. Срок отсчета пошел с 1 сентября. Работы начнут будущей весной – как только позволит погода, а завершат осенью 2019 года. Предположительно, в первый год построят 20 километров, на второй – 40 оставшихся. Начнутся работы от границы с Астраханской областью – от пункта пропуска – и пойдут в сторону Атырау до восьмого разъезда.

– Дорога будет двухполосной. Ширина проезжей части составит 9 метров. Также по 3 метра будут отсыпаны обочины. Общая ширина земляного полотна, таким образом, составит  15 метров. Категория дороги будет соответствовать 2 технической по ее пропускной способности, а по грузоподъемности – 13 тонн силы на ось, – рассказал заместитель председателя правления Национальной компании «Казавтожол» Темирхан Мендыгалиев.

Кроме непосредственно дороги строителям придется возвести на 60 километрах 7 мостов, в том числе один длиной в 131 метр.

Естественно, всех нас интересует ответ и на вопрос: что будет с оставшейся частью дороги в 217 километров?

– На сегодняшний день для участка в 217 километров определен источник финансирования. Есть договоренность с Европейским Банком Реконструкции и Развития, который сам вышел на нас. Банк будет финансировать этот участок в объеме 160 миллионов долларов. 88 процентов – это средства ЕРРР и 12 процентов – средства Казахстана. Уже полным ходом идут подготовительные работы для получения финансирования. Будет проведена международная конкурсная процедура. В тендере на работы смогут принять участие все мировые строительные компании. Определять победителя будет непосредственно банк. Технический надзор, по правилам работы банка, также остается за ним, – рассказал заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и развития РК Сатжан Аблалиев.

Сам участок в 217 километров разделили на четыре лота. Работы планируется вести одновременно на всем протяжении трассы, и в них могут принимать участие сразу четыре компании – это уж как Европейский Банк Реконструкции и Развития определит победителя.

Кстати будет сказать, что строительство дороги открывает для Казахстана новый транзитный коридор. По нему грузы пойдут к черноморским портам, на Кавказ, в балканские страны. Она станет и частью транзитного пути Западная Европа-Западный Китай, соединив Узбекистан через Бейнеу с Астраханью. А еще когда завершится строительство дороги Актобе-Атырау, то она свяжет по этому направлению область с другими, более географически «высокими» дорогами.

Но больше всего, конечно, дорогу ждут жители соседних Атырауской и Астраханской областей. Между ними налажены не только экономические, но и тесные семейные связи. Сейчас на поездку уходит до 7 часов. Плюс риск для жизни, не говоря о технике. Еще одна существенная деталь, которую сообщили строители: углы поворота, подъемы и спуски на новой дороге будут спроектированы под крейсерскую скорость до 120 километров в час. Значит, на весь путь от Атырау до Астрахани уйдет максимум 3 часа. Я имею в виду, когда ее построят

Виктор СУТЯГИН