Аплодисменты, овации, цветы…

Свой профессиональный праздник — Международный день театра — актеры Казахского областного драматического театра имени Махамбета встречают с хорошим настроением. Недавно они вернулись из Москвы, где триумфально прошли их гастроли. Эта была первая поездка труппы в Златоглавую после обретения Казахстаном независимости.

Наверняка каждый профессиональный актер мечтает хоть раз выступить на подмостках Москвы. Российская школа театрального искусства является сильнейшей в мире, а в этом тамошний искушенный зритель знает толк. Возможно, москвичи и не знали раньше, где находится на карте город Атырау. Но после спектакля «Допрос», поставленного в Москве всего несколько дней назад, заинтересовались, потому что, судя по приему, публика была очарована. Наши актеры не подвели. И хоть далеко не все зрители той постановки знали казахский, все было понятно по игре актеров — это были сцены допроса писателя Бориса Пастернака после того, как было объявлено о присвоении ему Нобелевской премии. Спектакль был поставлен успешно. Сразу после московских гастролей атырауских актеров пригласили в США. Ожидаются поездки по Европе и участие в международных театральных фестивалях. Приоткроем завесу — организаторы подобных мероприятий делают свой внутренний отбор. Каждый хочет сделать свое мероприятие важным, престижным и зрелищным. Поэтому стараются приглашать на фестивали и конкурсы достойных. Наши оказались таковыми.

— Немного не скромно, но в целом верно. Я с вами согласен, — прокомментировал наши выводы директор Казахского областного драматического театра имени Махамбета Берик Жаменов. — После нескольких международных и республиканских театральных фестивалей, два из которых в 2015 и в 2016 году прошли у нас в Атырау, мы чувствуем себя вполне уверенно. Сами видим, что игра наших ребят на хорошем уровне, профессиональная, эмоциональная. Это подтвердили уважаемые в Казахстане люди, среди которых народные артисты Асанали Ашимов, Талгат Теменов и другие.

Состав актеров у нас очень хороший: можно назвать много фамилий. Но спектакль — это коллективная работа — режиссер, актер, художник, костюмер и гример. И даже работа звукорежиссера и осветителя просто неоценима.

— Берик Калекешевич, я вас еще раз поздравляю с началом международных гастролей. Подобные поездки — результат многолетнего труда. Что предшествовало этому событию?

— Хочу начать с благодарностей. Наш театр уже несколько лет подряд находит понимание со стороны областного акимата и управления культуры. Идет хорошая поддержка всего театра, и в том числе коллектива. Наши артисты получили квартиры, а это, поверьте, немаловажно. Театральных актеров в Атырау не готовят, как, например, учителей или нефтяников. Приходится приглашать извне. В Казахстане театров много, а хороших актеров мало. Поэтому «заманить» их можно, только создав хорошие условия. У нас есть такая возможность. Кроме того, для нескольких актеров театр на свои внебюджетные средства снимает квартиры. Видя такую заботу, актеры стараются оправдать доверие. Кроме жилья выделяются средства для поездки на гастроли и фестивали, что помогает артистам расти творчески.

В прошлом году мы посетили Актобе, участвуя в республиканском театральном фестивале. Были гастроли в Астане, Уральске, Костанае. Это важно для актеров, они не могут стоять на месте, им надо двигаться вперед. Также в 2017 году ожидаются поездки в Алматы, Туркестан.

У нас появились хорошие молодые режиссеры. Для театра хороший режиссер, способный раскрыть актера, — это очень важно. На сегодня у нас три режиссера с разными взглядами, разными трактовками, и тем интереснее актерам. Это главный режиссер Мухангали Туманов, который уже много лет работал у нас как приглашенный режиссер. Туманов, а также два молодых режиссера Жанат Тельтаев и Гульназ Камысбаева работают в сотрудничестве с художественным руководителем театра Рахимжаном Отарбаевым. С большой гордостью отмечу игру молодых ребят Бекета Зинуллина, Нурбека Съезхана, Гульнур Каирлиеву, Шынар Рамазанову, Гульдану Кошербаеву, Асхата Мусагалиева и еще многих актеров, которым под силу самые сложные и даже порой неожиданные работы. Их около 15 человек. Не забывайте про наших корифеев Чапая Зулкашева, Гульмаржан Махамбет, Анету Баетову, Адеми Сисекенову и других наших ветеранов. Главное — есть преемственность поколений.

— Над чем сегодня работает театр?

— Если говорить о театральных постановках, то в ближайшее время ожидается премьера спектаклей «Балкон», «Баянды бақыт», «Сүйінбай». «Махаббат серенадасы».

Не забыли и о наших маленьких зрителях. Для них Гульназ Камысбаева подготовила постановку «Маугли». Гульназ — молодая мама. Ей эта тема очень близка. Думаю, работа получится на уровне. Кроме этого, мы усиливаем работу актеров, так сказать, оттачиваем мастерство. Мастер по сцене Сауле Байменова ведет часы сценической речи, преподаватель Макиш Гайсина — распевку. Почти каждое утро с девяти до десяти часов у нас танцы. Многие, кстати, отмечают, что высок уровень сценической речи наших актеров. Есть театры, которые пользуются микрофонами, мы работаем классически — все должно быть вживую.

Нынешний год для нас предъюбилейный. Мы готовимся к своему 80-летию, которое будет отмечаться в 2018 году. Хотим увековечить имена наших заслуженных артистов в премиях. Допустим, это будет театральная премия имени заслуженного артиста Казахстана Толегена Куанышева.

— Берик Калекешевич, что сегодня беспокоит руководство театра, какие имеются проблемы?

— Как я уже сказал, проблемы наши все решены. На самом деле. Это не дифирамбы в адрес местных исполнительных властей. Так и есть. Практически все театры испытывают одну главную проблему — это хороший сценарий. Вот чего действительно нам не хватает. Это долгий путь — от первых строчек драматурга до первых сцен актера.

И, конечно, нашему городу, областному центру нужен большой концертный зал на полторы тысячи мест. У театра совсем другое предназначение, другая специфика, строение сцены. В концертных залах нормативы другие — акустика, звучание, расположение сцены и зрительного зала. Театр должен работать исключительно по своему направлению.

Марина КУАНЫШЕВА